Семинар на тему "Агрессивные дети"

Тамара Алексеевна Иванашкина

Семинар на тему "Агрессивные дети". Материал для использования сотрудниками ДТС№64 и ДТС№17 в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста и начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnye_deti.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивные дети

Агрессивность – это отчаяние ребенка,

 который ищет признания и любви.

Г.Эберлейн

         Агрессивные дети – предмет особого беспокойства родителей, педагогов, психологов. Слово «агрессия» произошло от латинского «aggredi», что означает «нападать». Существуют различные трактовки этого понятия:

  1. Агрессия представляет собой деструктивное поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другим людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (страх, подавленность, отрицательные переживания).
  2. Агрессия – это сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам.
  3. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, т.к. агрессивность является неотъемлемой частью активности и адаптивности человека и включает в себя такие здоровые черты, как настойчивость, инициативу, упорство в достижении цели, преодолении препятствий. Но чрезмерная и неуместная агрессивность опасна и вредна.

В дальнейшем мы будем называть агрессивным такое поведение, при котором имеют место губительные для жертвы последствия или нарушены нормы поведения.

Социально-культурный аспект детской агрессивности

    Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

   Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечить его закрепление. Авторы, занимающиеся вопросами влияния взаимоотношений в семье на ребенка (В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец и др.) отмечают, что отрицательные черты личности формируются у ребенка в семьях, где взаимодействие с взрослыми сводится к следующему: мать рано отлучает от груди и редко общается с ним, часты наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. Это дети недолюбленные, заброшенные.

Наименее агрессивны те мальчики и девочки, родители которых не были склонны ни к наказанию, ни к снисходительности. Их позиция – в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

Склонный к телесному наказанию родитель подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок узнает, что физическая агрессия – средство воздействия на людей, причем жертву нужно выбирать слабее себя.

 Для малыша жизненно важно отношение к нему отца и матери. Если у него плохие отношения хотя бы с одним родителем, или ребенок чувствует, что его считают никуда негодным, или не ощущает родительской поддержки, он будет ополчаться на других детей и вести себя агрессивно по отношению к родителям.  

В.И.Гарбузов выделил три типа негативных отношений родителей к ребенку:

  1. Отвержение (неприятие ребенка). При холодных эмоциональных отношениях ребенок покинут, незащищен, у него нет «стены», за которую можно спрятаться. При этом разрушается механизм идентификации, т.е. ребенок не принимает родительского убеждения, не имеет позитивных моделей реагирования.
  2. Гиперсоциализация (сверхтребовательность, чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) приводит к озлобленности, стремлению делать запретное «исподтишка». Критика формирует у ребенка чувство полноценности и ожидание неудач. И эта несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение служит ребенку самоутверждения в группе. Кроме того, чрезмерно загружая свое дитя занятиями, не соответствующими интересам ребенка, родители провоцируют возникновение невроза, усиливающего агрессивность.
  3. Гиперопека – сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать, становится инфантильным, несамостоятельным, неспособным принимать решения и противостоять стрессам. Это снижает способность к саморегуляции. Такие дети чаще становятся жертвами агрессии, неспособными постоять за себя. У них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на предметах (рвут книги, пишут на стенах, ломают игрушки и вещи). Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении детей.

      Во-вторых, агрессии дети также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно») во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили (Р. Бэрон, 1997).

      И, в-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

В своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору» Дж.А. Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт(!) приходится на каждый час детских мультфильмов. «К 14 годам типичный американский ребенок становится свидетелем 11 000 убийств» (Дж.А. Вилкинз).

Портрет агрессивного ребенка

  Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения – одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

     Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

   Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше  - он не знает.  

   Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность… стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку» (1997, с.105)

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать « место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

  Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Как правило, воспитатели и учителя без труда могут определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но существуют еще и критерии определения агрессивности, которые разработали американские психологи М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности

 Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается с взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

 Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем шесть месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми признаков.

Проявление агрессивности в разные возрастные периоды

Возраст

Особенности проявления детской агрессивности

2-3,  года

Кризис трех лет. «Я сам!» -ребенок пытается настоять на своем вопреки желанию родителей. Упрямство выражено стремлением обладать вещью, игрушкой (инструментальная) агрессия.

При подавлении открытой агрессии формируются символические формы агрессивности (нытье, фырканье, непослушание и другие виды сопротивления).

4-5 лет

«Перенесение». Ребенок не осмеливается открыто изливать  свою злость на родителей и переносит ее на более безобидный объект. К актам насилия ребенок относит наказания, запреты, лишение лакомства, игрушек, словесные внушения, произнесенные повышенным тоном.

6-7 лет

Агрессия, адресованная другому человеку лично. Меняются формы агрессии: уменьшаются физические нападения, возрастают более «социализированные формы» (оскорбление, борьба).

Как помочь агрессивному ребенку

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?

  Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе.

   Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

  Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый раз в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не  так уж и плох. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За агрессивным поведением, как правило, прячется боль, разочарование, отверженность. Агрессия – это реакция на «неудовлетворение базисных потребностей в любви, уважении и нужности другому человеку» (Гиппенрейтер, 1997).

   Схема 1. Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.

Работа с гневом

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того , кто слабее и не может дать отпор. Даже если он не поддался соблазнительному способу «извержения» гнева, «копилка», пополняясь  день ото дня новыми негативными эмоциями, однажды может «лопнуть». Причем не обязательно это завершится  истерикой и криками. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, гипертония и др.

  Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми способами.

В.Оклендер выделяет 4 стадии отреагирования гнва (В.Оклендер, 1997).

 Первая стадия – «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане».

 Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми в работе с детьми являются следующие методы и способы:

  • Комкать и рвать бумагу;
  • Бить подушку или боксерскую грушу;
  • Топать ногами;
  • Громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
  • Написать на бумаге все слова, которые хочется скомкать и выбросить бумагу (письма гнева);
  • Втирать пластилин в картонку или бумагу;
  • Использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних условиях).

Всегда удивляет быстрая перемена в детях, наверное, это происходит потому, что в отличие от взрослых они не накапливают, не подавляют, молча свой гнев, а также более искренни в выражении своих негативных эмоций.

   Вторая стадия – «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь» (В. Оклендер, 1997). В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить гнев из пластилина – зрительно обозначить свой гнев. Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.

   Третья стадия – «дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует» (В. Оклендер, 1997). Обычно после того, как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.

    Четвертая стадия – «обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время». (В. Оклендер, 1997). Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме.

   У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому важно сформировать у таких детей навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

Ввод правил:

  • Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!» (нарисовать с ребенком знак «СТОП» в виде кружка и положить его в кармашек);
  • Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10;
  • Для особо драчливых детей. Прежде чем перейдешь к действию,  сильно сожми кулаки и разожми их;
  • Прочие правила. К данному типу правил относятся индивидуальные правила, составленные для конкретного ребенка, в зависимости от характера проявляемой им агрессии (говорит грубо со старшими, портит вещи, больно бьет и т. д.) Например, такими правилами могут быть: «Говори уважительно со старшими», «держи руки при себе».

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.  Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.  Поэтому очень важна работа взрослого по развитию у ребенка чувства эмпатии.

(Упражнение «Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений»)

  Общение с агрессивными детьми – это особая проблема, для разрешения которой требуются определенные навыки и умения. Как со стороны родителей, так и педагогов.

   Как уже отмечалось ранее, у агрессивного ребенка:

  • Слабо развит контроль над своими эмоциями;
  • Слабое осознание своих чувств и чувств других людей;
  • Низкий уровень эмпатии;
  • Ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно и несколько преувеличивают ее опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.

 Но позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

  • Говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я сообщений»;
  • «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;
  • Не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;
  • Видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;
  • Обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

«Я высказывание» это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты высказывания»). «Я - высказывание»всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».

  Пример: ребенок разговаривает во время чтения книги. Воспитатель:

 - («Ты -высказывание»): «Ты можешь закрыть рот, в конце концов? Ты мне мешаешь. Прекрати разговаривать».

- «Я -высказывание»: «Когда разговаривают, мне трудно читать, я начинаю раздражаться, и от этого мне еще сложнее. Пожалуйста, перестань разговаривать».

Таким образом вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в сой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер.