Использование игровых приемов для развития познавательных процессов у детей с нарушением зрения в интернациональной группе ДОУ.

Романова Ирина Павловна

Уважаемые коллеги,

я работаю в детском саду комбинированного вида для детей с нарушением зрения. Наш детский сад можно назвать интернациональным образовательным учреждением, потому что его посещают дети из Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Дагестана, Украины, Молдавии, Армении и Татарстана, дети из Польши, Германии, много детей от смешанных браков. Если говорить о коррекционных группах, то из 54 детей – 13 детей разных национальностей или от смешанных браков. В этом году в ясельную коррекционную группу приняли 6 детей. Из них 3 ребенка мигрантов (из Чечни, Азербайджана, Молдавии). Перед нашим коллективом стоит задача интеграции детей с нерусским родным языком в жизнь группы и ДОУ в целом, с постепенным включением ребенка в учебно-воспитательный процесс. Сложность этой задачи требует высокого профессионализма от всех участников педагогического процесса. Интеграция детей мигрантов осложняется, если в семье не говорят с ребенком на русском языке, иные традиции воспитания, общения, питания, поведения.

Дети мигрантов, посещающие коррекционные группы, испытывают большие трудности адаптации. Эти дети по-особому переживают приход в детский сад: для них травмой является не просто отрыв от мамы, с которой они провели в тесном контакте первые годы жизни, но и отрыв от привычной культуры и языка. Этот процесс усугубляется проблемами со здоровьем, нарушением зрения, а порой, и сочетанными дефектами. Характерны нарушения, связанные с познавательными процессами, в эмоционально-волевой сфере, в развитии моторики и зрительно-двигательной координации, что сказывается на общей работоспособности ребенка. Поэтому с детьми обязательно работает учитель-дефектолог (тифлопедагог). В своей работе мы стараемся преодолеть трудности, которые испытывают дети с нарушением зрения любой национальности. Тифлопедагог делает акцент на развитие речи, если ребенок плохо владеет русским языком. Чем младше ребенок, тем у него больше шансов для овладения вторым языком. И лучше всего это происходит в игре. В игре мы обогащаем сенсорный опыт: знакомимся с цветом, формой, величиной, соотношением целого и части. Делаем особый акцент на развитие познавательных процессов: память, внимание, логическое мышление, конструктивные, творческие способности, работаем над темпом и качеством выполнения заданий. Тифлопедагог старается развивать и активизировать речь, обучать приемам оперирования образами и представлениями. Так как в игре принимают участие дети с разными возможностями и неодинаковым уровнем подготовки, педагог должен проявить особое мастерство, чтобы предложить игру с одним и тем же наглядным материалом, но разной сложности так, чтобы она была посильна для каждого ребенка и не унижала его достоинства. Игра должна проходить в комфортной и доброжелательной обстановке. Необходимо вовремя помочь двуязычному малышу справиться с возникшими проблемами. Предотвратить боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками или получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых.

Любая игра начинается с формирования интереса к ней. Дети выполняют несложные задания: составление простых изображений из треугольников. Развивая фантазию и творчество, дети начинают делать более сложные работы. Позже к треугольникам мы прибавляем квадраты и начинаем моделировать из двух фигур. Мы знакомим детей с такими играми, как «Танграм», «Монгольская игра», «Часть и целое», «Колумбово яйцо», «Пифагор». Затем мы предлагаем игры с кругами, кругами и треугольниками. Переходим к комбинациям из трех фигур (круги, квадраты, треугольники). На следующем этапе детям предлагаются более сложные игры на запоминание. Позже, когда дети приобретут навык в подобных играх, можно использовать другие геометрические фигуры (овал, прямоугольник, ромб, трапеция). С целью развития коммуникативных навыков, детям с нарушением зрения различных национальностей можно предложить работу в паре. Затем, детям предлагаются игры в подгруппе. Это приводит к сплочению детей, вырабатывается умение работать вместе с товарищами, слушать их и вносить свои конструктивные предложения.

Для детей с нарушением зрения характерны двигательные расстройства. Как только дети устают, следует проводить физкультминутку. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Мы приглашаем родителей принять участие в совместных играх с детьми. Ребятам это доставляет всегда большую радость, повышает интерес к игре, желание выполнить лучше, быстрее и изобретательней.

Игра + обучение = семейное развлечение

Привлекая родителей к совместной работе по развитию познавательных процессов ребенка можно дать следующие советы.
• Не следует торопиться с негативной оценкой творчества ребенка. Не нужно командовать ребенком и сдерживать его творческую инициативу.
• Не делать за него того, что он может выполнить самостоятельно. Помогайте ему по мере необходимости.
• Не надо расстраиваться, если у ребенка не все получается, помните, что успех может прийти только при систематических занятиях и вашей эмоциональной поддержке.

ВЫВОДЫ 
Развитие познавательных процессов детей с нарушением зрения различных национальностей происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Наиболее успешное развитие этих процессов происходит в игре и в продуктивных видах деятельности. Представленные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, творчество, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей с нарушением зрения к школе.

 

Комментарии

Дюбко Людмила Гурьяновна

Очень полезный материал, спасибо! У нас в группе есть один ребенок с нарушением зрения, какие условия должны быть для развития ребенка? Поделитесь опытом.