«Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей»

Романова Ирина Павловна

     «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна двигательная активность для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни. В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит – спокойнее будет». Родители стремятся устроить детей в тот детский сад, где лучше всего «учат» и «готовят к школе», а это означает, что дети должны сидеть за столами и много «заниматься». Кроме того, детей пытаются загрузить дополнительными услугами: иностранными языками, обучением чтению и письму, рисованием; физическая культура в этом перечне дополнительных услуг встречается очень редко. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика.

     Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка!

     Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Занятия с детьми, игры проходят за столом, а длительное нахождение в одном положении для детей очень тяжелая нагрузка. Они быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к игре или занятию. Во время статического напряжения происходят изменения в деятельности всего детского организма, которые приводят к переутомлению нервной системы, снижению умственной работоспособности. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

     Основные признаки утомления:
• нарушение недавно сформированных умений;
• нарушение координации мелких движений, их замедленность;
• длительные отвлечения;
• примитивные манипуляции;
• повышенная раздражительность;
• зевота

     Эффективными способами предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности, для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста являются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки. Физкультминутка способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность, развивает речь, произвольное внимание, память, способность сосредотачиваться, координацию движений и мелкую моторику. Проводится физкультминутка с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия.

     Цели проведения физкультурной минутки:
• Повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях,
• Обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

     На эффективность проведения физкультминуток влияет прежде всего предварительно продуманная работа воспитателя по подготовке и подбору материала, упражнений и составлению комплекса физкультминутки.

     Основные требования при организации физкультминуток:
• упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
• упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
• выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность;
• произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах;
• выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
• никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания;
• если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

      Виды упражнений для физкультминуток:
• упражнения для снятия общего или локального утомления;
• упражнения для профилактики нарушения осанки;
• упражнения для профилактики плоскостопия;
• упражнения для кистей рук или пальчиковые гимнастики;
• гимнастика для глаз;
• гимнастика для улучшения слуха;
• упражнения, корректирующие осанку;
• дыхательная гимнастика.

     Пальчиковая гимнастика
• представляет собой систему упражнений для развития мелкой моторики рук;
• предусматривает игровой характер упражнений, которые являются прекрасным средством развития интеллектуальных, эмоциональных и когнитивных способностей ребенка, делая сам процесс обучения интересным и увлекательным;
• предполагает совместные выполнения упражнений ребенком и взрослым, что ведет к удовлетворению потребности в эмоциональном контакте, межличностном общении, успехе. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Игры с пальчиками – одни из самых простых и полезных занятий. Простых – потому что они не требуют никаких приспособлений, а полезных – потому что помогают развитию речи и мышления. Игры лучше подбирать к лексической теме – это позволит закрепить материал, «поиграв» его руками. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3-х до 5-и раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Для детей 3-х лет задача выучить стихи не стоит, поэтому не следует заставлять ребенка проговаривать слова. Он только повторяет за педагогом движения.

ОСЕНЬ
Вышла осень погулять Стала листья собирать

ГРИБЫ
Красный-красный мухомор – Белых крапинок узор. Ты красивый, но не рвем! И в корзину не берем!

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право лево.

ЧАСТИ ТЕЛА
(Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.) У меня есть голова, Грудь, живот, а там – спина, Ножки – чтобы поскакать, Ручки – чтобы поиграть.

     На занятиях мы предлагаем детям выполнить кинезиологические упражнения (кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта).

1.«Кулак – ладонь» Вот ладошка, вот кулак. Все быстрей делай так. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за правильностью выполнения упражнений.
2. «Оладушки» Мы играли в ладушки – Жарили оладушки. Так пожарим, повернем И опять играть начнем. (По мере усвоения – движения ускорять.)
3. «Перебор пальцев» (Поочередное соединение всех пальцев с большим) Ищет птичка и в траве, И на ветках, и в листве, (Смена рук) И среди больших лугов Мух, червей, слепней, жуков!
4. «Лягушка» (кулак – ребро - ладонь) Лягушка хочет в пруд, Лягушке скучно тут!
5. «Цепочка» Пальчики перебираем и в цепочку собираем. Подушечками пальцев дети поочередно касаются большого пальца. Затем на обеих руках из указательного и большого пальцев составляют колечко и сцепляют колечки так, чтобы получилась цепочка.
6. «Лезгинка» Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

     Стоит обратить внимание на часто болеющих детей простудными заболеваниями, бронхитами, на детей, выздоравливающих после воспаления лёгких, страдающих бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Такие упражнения необходимы детям, имеющим речевые нарушения. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому основными задачами дыхательных упражнений являются:
• Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
• Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
• Тренировать силу вдоха и выдоха.
• Развивать продолжительный выдох.

     Глазная гимнастика – физкультминутка, которая:
• положительно влияет на состояние органа зрения,
• способствует формированию рефракции глаз у детей,
• снимает зрительное утомление,
• улучшает мозговое кровообращение,
• укрепляет склеру глаза, глазные мышцы и глазные нервы.

     Зрительная работоспособность во многом определяется состоянием глазных мышц. Поэтому гимнастика для глаз важна не меньше, чем общие физические упражнения. Упражнения глазной гимнастики выполняют медленно, спокойно, с размеренным спокойным дыхание. При выполнении упражнений глазной гимнастики стараться не моргать. При проведении упражнений для глаз хорошо использовать различные ориентиры – зрительные стимулы (цветные шарики, любые игрушки и др.). Их применение позволяет упражнять ребят в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом не напрягая зрение.

     Использование ростовых кукол вносит в физкультминутку разнообразие и делает занятие более интересным.

    Физкультминутки не должны мешать проведению занятий, выполняемые упражнения не должны вызывать утомление или возбуждение. Упражнения должны увлекать детей, вызывать положительные эмоции. Каждый педагог, работающий с дошкольниками, обязан помнить, что главное назначение физкультминуток – активный отдых. Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного развития организма.

     Вырастить крепких, здоровых детей – наша задача!