Большие возможности мелкой моторики

Чекалина Людмила Александровна
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.
Обычно у ребенка имеющего высокий уровень речевого развития сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями проведенными учеными ( М.И. Кольцова), которые установили, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Еще известный физиолог В.М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. К тому же научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук активизируют расположенные в непосредственной близости речевые зоны.
Особое внимание необходимо уделять организации игр по мелкой моторике,  ход которых сопровождается небольшими стихотворными текстами. Особенно полезна такая работа тем детям, которые страдают ОНР, так как позволяет в игровой форме расширить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия. Работа по развитию мелкой моторики и речи включает в себя:
Массаж рук, лица;
Пальчиковые игры;
Различные виды театра;
Дидактические игры;
Игры с природным материалом;
Изобразительная деятельность;
 
 
 

Комментарии

Касьян Маргарита Васильевна

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Вы дома самостоятельно можете провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника - это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.Мы сейчас с вами практически потренируемся, как мы можем развивать мелкую моторику рук.

На столах абрикосовые и вишневые косточки, рисовая и гречневая крупы. Надо составить рисунок, такое задание развивает терпение, усидчивость, фантазию, мелкую моторику рук. Но взрослым надо находиться рядом с детьми, когда дети играют такими мелкими предметами.
Плетение ковриков (показ изготовления коврика и плетение).
Катание шестигранных карандашей.
Перебирание палочек.
Рисование тонкой и толстой кисточкой, пальцем.
6. Рисование карандашом, использовать разные виды штриховки (показ).
Использование книги-раскраски.
Лепка из глины, пластилина, пластилин и глина, прикасаясь к каждой точке пальцев и ладоней, массажируют и стимулируют их (показ способов лепки).
Различные виды конструктора должны быть у ребенка.
Различные виды мозаики.
Детям полезно перематывать цветные клубочки ниток.
Со шнурками, с веревочками должны играть дети.
Работать с бумагой, делать оригами должны дети. Давайте сделаем сову.
Обязательно надо работать с ножницами (показ).
Дома должны быть фломастеры, используйте ручки.
Природный материал является хорошим средством для развития детского творчества и мелкой моторики рук (показ).
17. Несколько подробнее о пальчиковой гимнастике (показ: стол, стул, очки, бинокль, ромашка, тюльпан)
Дети показывают пальчиковую гимнастику (кот, лиса, капусту солим, замок, кошка выпускает когти).