Проект «Волшебные превращения»

Романова Ирина Павловна

Тип проекта: исследовательско - творческий: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде творческого продукта.

Участники проекта: дети старшей группы, учитель-дефектолог, воспитатели, родители воспитанников.

Продукт проекта: выставка творческих работ детей.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: октябрь – май 2014 г.

Проблема: неполноценность зрения обуславливает недостаточное развитие зрительного восприятия.

Обоснование проблемы:

1.Зрительные нарушения осложняют и изменяют процесс познания детьми окружающего мира.

2. Зрительный дефект затрудняет овладение предметным миром.

Цель проекта:

Ранняя коррекция и компенсация вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения.

Задачи проекта:

1.Развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

2. Формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением.

3. Развитие зрительного восприятия при обучении детей конструированию.

Пояснительная записка к описанию проекта

     Дошкольный возраст – важный период, который создает фундамент для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в ходе учебной деятельности. Одним из важнейших показателей функционального развития ребенка является уровень зрительного восприятия. Для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Велика роль зрительного восприятия в развитии конструктивной деятельности детей. Ведь для того, чтобы воссоздать целостный конструктивный образ предмета, ребенок должен воспринимать признаки и свойства, которые существенны с точки зрения конструктивных особенностей этого предмета. Следовательно, большое значение имеет сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Развивая сенсорные эталоны, мы помогаем лечить амблиопию.

Трудности при работе с детьми с нарушением зрения обусловлены их физическими и психическими особенностями

•           Ограничение зрительных возможностей

•           Быстрая утомляемость

•           Плохое переключение психических процессов.

•           Разный уровень развития детей.

Как помочь нашим детям?

Прежде всего, их нужно заинтересовать, заставить их сосредоточиться, думать, мыслить. А думать они будут только тогда, когда им интересно. Учитель – дефектолог выступает как организатор детской продуктивной деятельности. Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, все занятия проходят в игровой форме. Включение игровых упражнений повышают эмоциональную и умственную активность детей.

 

1-ый этап проекта.

Заинтересовать и увлечь детей конструированием, развить желание придумывать, творить, создавать и фантазировать.

 

2-ой этап. Разработка проекта.

1.     Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2.     Подобрать методическую, познавательную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

3. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

3-ий этап. Выполнение проекта.

Формы и методы работы с детьми.

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

«Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Подбери по величине», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Из чего состоит?».

Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера:

«Мебель», «Спорт», «Выставка цветов», «Лес», «Хвойный бор», «Взрослые и дети», «Автопортрет»…

Развивающие игры Воскобовича:

«Квадрат Воскобовича (двухцветный)», «Квадрат Воскобовича (четырехцветный)» «Чудо - крестики»…

Развивающие игры Никитиных:

«Танграм», «Монгольская игра», «Веселая геометрия», «Лего-мозаика», «Геометрическая мозаика», «Геометрические пазлы»…

Сюжетные игры:

«Магазин игрушек», «В зоопарке», «Обитатели рек и морей», «Фантазеры»…

 

Речевая деятельность.

●Развитие диалогической речи и коммуникативных способностей.

●Составление описательных рассказов.

●Речевые упражнения: «Какие геометрические фигуры использованы?», «Какие круги потребуются для этих картинок?», «Подбери и расскажи»…

●Придумывание сказок и рассказов.

 

Продуктивная деятельность.

Конструирование.

●Создание предметов из геометрических фигур.

●Выкладывание из геометрических фигур мозаичных изображений.

●Разнообразные аппликации из усвоенных геометрических фигур разного цвета и размера.

●Игры с LEGO – конструктором.

●Использование в играх разных видов конструкторов.

 

 

Игры и упражнения, применяемые на занятиях у тифлопедагога

для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

1.      «Часть и целое».

Учим собирать отдельный объект из частей, формируем восприятие целого по его частям.

2.     Составление простых изображений.

«Работа с треугольниками».

Развиваем наблюдательность, умение анализировать и сравнивать объекты, формируем такие качества деятельности, как целенаправленность, планирование, самоконтроль, волевые качества.

3.      «Моделирование из двух фигур».

Учим моделировать из треугольников и квадратов.

4.     Игра «Танграм».

«Головоломка» или «Геометрический конструктор».

Развивать умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окрухающих предметах геометрические формы.

5.     «Монгольская игра».

Учим составлять множество различных фигурок из составляющих элементов древней головоломки.

6.     Дробление на отдельные элементы.

На более позднем этапе работы предлагаем детям готовые рисунки для того, чтобы дети сами определили, из каких геометрических фигур выполнены изображения.

7.     «Аппликации:

а) из кругов».

б) из кругов и треугольников.

8.      «Комбинации из трех фигур».

Предлагаем детям самостоятельно выложить любые предметы, исполбзуя круги, квадраты и треугольники разных цветов и размеров.

9.     «Портрет из геометрических фигур».

Учить детей создавать свои персонажи, портреты, игрушки.

10.                        Варианты усложнения заданий.

Из усвоенных геометрических фигур разного цвета и размера получаются разнообразные аппликации.

а) используем и другие геометрические фигуры (овал, прямоугольник, ромб, трапеция).

б) изобретаем и конструируем новые поделки уже без посторонней помощи.

в) конструируем любой предмет, но используем только имеющиеся у детей детали.

11.                        Работа в паре.

а).Дети дают друг другу задания для работы.

б) Дети выполняют работу самостоятельно.

в). Конструирование с использованием игрального кубика.

12.                        Работа в подгруппе.

Формирование у детей опыта коллективной деятельности. Воспитываем ответственное отношение к своей работе как части общей, формируем представление о значимости того, что делает ребенок для получения общего результата.

13.                        Работа под диктовку.

14.                       Работа на запоминание.

15.                       Развитие фантазии.

Конструирование из геометрических фигур выдуманное, несуществующее животное или предмет.

16.                        Придумывание сказки, рассказа.

Придумать сказку или рассказ и изготовить к ним персонажей из геометрических фигур.

Формы и методы работы с родителями.

1.     Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2.     Привлечение родителей к пополнению групповой выставки новыми работами.

3.     Смотр-конкурс работ, выполненных совместно с родителями.

 

Игра + обучение = семейное развлечение

     Привлекая родителей к совместной работе по развитию конструктивных способностей детей можно дать следующие советы:

1.     Не следует торопиться с негативной оценкой творчества ребенка (это ни на что не похоже)…

2.     Не нужно командовать ребенком и сдерживать его творческую инициативу.

3.     Не делать за ребенка того что он может выполнить самостоятельно.

4.     Не надо расстраиваться, если у ребенка не все получается, помните, что успех может прийти только при систематических занятиях и эмоциональной поддержке родителей.

 

4-ый этап. Презентация проекта.

1.     Выставка детских работ.

2.     Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями.