Агрессивные дети. Рекомендации для родителей.

Кротова Елена Юрьевна

6.

 

Говоря о  проявления агрессии у детей дошкольного  возраста, необходимо дать отчетливое определение того, что в данном случае имеется в виду, а именно -  выявить сущность и характерные отличительные черты детской агрессии.

Практически в любом детском коллективе  встречается как минимум один ребенок с признаками агрессивного поведения, которое выражается в том, что он всячески терроризирует других детей – бьет и обзывает их, отбирает и ломает их игрушки, в целом отличается нарочитой грубостью поведения.

Фактически существует два вида агрессии: наступательная и оборонительная или произвольная и вынужденная. Вынужденная агрессия является более или менее адекватной формой ответа на агрессивные действия извне. Как известно, не все дети способны на проявление даже такой «обоснованной» агрессии – например, «дать сдачи» обидчику, постоять за себя или за других, более слабых, и, как правило, дети, прибегающие к этому оборонительному виду агрессии, сами никогда не выступают в качестве инициаторов конфликта. Конечно, при этом остается проблема соразмерности ответных действий действиям обидчика – их избыточности или недостаточности (неэффективности). Однако наше основное внимание должно быть сконцентрировано на первом, наступательном и произвольном виде агрессии, которая на практике однозначно вызывает всеобщее возмущение и осуждение.

Родители и педагоги зачастую попросту не понимают, чего добивается ребенок своим поведением, которое неизбежно повлечет наказание – как со стороны взрослых, так и, возможно, со стороны детей. По мнению детских психологов, ребенок-агрессор в большинстве случаев сам не способен оценить свою агрессивность, не замечая, что его действия вызывают у окружающих страх и беспокойство. Более того, такому ребенку кажется, что напротив – окружающие хотят обидеть его, в результате чего круг замыкается: агрессивные дети подсознательно боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь и уже вполне осознанно боятся их. Такой ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным, и его агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее вокруг.

Тезисно можно сформулировать 10 основных возможных причин появления агрессии у ребенка:

1. Соматические заболевания или заболевания головного мозга.

2. Соприкосновение со сценами насилия из фильмов и телепередач, компьютерных игр, контента интернет-сайтов, специфической литературы и музыки.

3. Ссоры, конфликты, проявления грубости в семье, в особенности носящие систематический характер.

4. Регулярное проявление у родителей (или у одного из членов семьи) агрессивного поведения, направленного на третьих лиц (например, соседей) и могущего выражаться как в непосредственных действиях, так и в словах – т.е. вербализации агрессивных намерений.

5. Неадекватные (например, не соответствующие возрасту ребенка) требования, ограничения и наказания, налагаемые родителями в отношении ребенка.

6. Строгое наказание без проведения разъяснительных бесед за любое проявление агрессивности у ребенка.

7. Безучастное, попустительское отношение взрослых к вспышкам агрессии у ребенка; тем более – их стимуляция и поощрение.

8. Недостаток внимания со стороны родителей к ребенку, вследствие которого детская агрессия может развиваться как форма привлечения такого внимания.

9. Ревность к другим детям.

10. Неуверенность, уступчивость (эксцессивная толерантность) родителей в процессе воспитания ребенка создают для него возможность перехвата инициативы, и основным инструментом воздействия на обращение любой ситуации в свою пользу становится именно агрессия в форме капризов, легко перерастающих в патологические истерики.

 

Путь решения проблемы агрессивности у детей – поиск разумного компромисса, демонстрация не столько физической силы и превосходства, сколько силы характера, выражающейся в спокойном, сдержанном поведении в любых условиях, способности сохранять контроль. Если родители будут всегда помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрываются боль, обида или разочарование, являющиеся в свою очередь следствием тех или иных недостатков и упущений в воспитательном процессе, им будет легче справиться и со своей собственной агрессивностью, удержать свои негативные эмоции и направить усилия на то, чтобы внести верные коррективы для исправления ситуации, устранить те причины, которые вызвали у ребенка тенденцию к агрессивному поведению, и создать благоприятные условия для дальнейшего нормального формирования его психики и структуры личности.