Как знакомить дошкольников с гербом и флагом

Дроганова Вера Валентиновна

Как знакомить дошкольников с гербом и флагом

 

Младший дошкольный возраст

 

Учитывая возрастные особенности детей, ознакомление младших дошкольников с государственными гербом и флагом должно осуществляться в процессе повседневной жизни. Если ребёнок, увидев изображение герба или российский флаг, развивающийся над каким-либо зданием, задал вопрос, то мы не можем его проигнорировать. В такой ситуации педагогу следует объяснить, что такое флаг или герб, зачем они нужны. Однако навязывать детям в этом возрасте государственную символику не стоит, например, размещать в групповой комнате изображения герба и флага России. В праздничные дни можно понаблюдать за вывешенными на зданиях государственными флагами. В процессе наблюдения следует отметить цвета и порядок расположения полос флага. Целесообразно обратить внимание детей на то, что флаги яркие, нарядные, что они красиво развиваются на ветру, создают праздничное настроение.

 

Средний дошкольный возраст

 

Психологические особенности детей пятого года жизни, их любознательность, интерес к познанию окружающего мира обуславливают возможность ознакомления с государственным флагом и гербом нашей страны. Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить у дошкольников представления о гербе и флаге России. Можно показать изображения герба и флага нашей Родины, спросит, что это, зачем нужен герб, флаг. Для этого не нужно проводить специального занятия. В процессе свободной деятельности, на прогулке можно задать вопросы и определить уровень знаний своих воспитанников. Если у детей отсутствует представление о том, что такое герб или флаг, то следует ограничиться задачами формирования эстетического, положительно отношения к государственным символам Российской Федерации на основе русского фольклора и народного декоративно-прикладного искусства. Если же у дошкольников имеются начальные представления о гербе и флаге России, то наряду с занятием или досугом, посвящённым происхождению и народным истокам государственных символов, можно провести с детьми исследование, направленное на выяснение функционального назначения герба и флага нашей страны.

Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей. Нам не удастся сформировать у ребёнка положительного отношения к государственным символам, если в его семье, у его родителей не будет адекватного понимания происхождения и образно-символического смысла современного герба и флага России. Материал по истории возникновения и развития отечественной государственной символики можно использовать для проведения консультаций для родителей, подготовки стендов и папок.

 

Старший дошкольный возраст

 

Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также и таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы, имеющим знаково­символическое содержание. Ребёнок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и флагов, их функциями и значением. Старший дошкольный возраст также имеет особое значение для приобщения ребёнка к прошлому и настоящему культуры нашего Отечества, частью которого является государственная символика, что, в свою очередь, содействует воспитанию любви к Родине.

 В работе с детьми 6-7 лет особое внимание необходимо уделить повторению, обобщению и закреплению представлений о государственных символах - гербе и флаге России, полученных дошкольниками на занятиях и в повседневной жизни.