ПАТРИОТИЧЕСКРЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ПАТРИОТИЧЕСКРЕ  ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskre_vospitanie_detey_doshkolnogo.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

   ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО

                 ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

«Для того, чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым

нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине –

                        родному городу, родной природе, селу, краю!»

И.Эренбург

     Основной из задач образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Именно общечеловеческие ценности составляют основу содержания гражданско-патриотического воспитания. Особое значение для содержания и организации воспитательного процесса можно выделить следующие общечеловеческие ценности:

- «Человек» - абсолютная ценность, «мера всех вещей». Личность ребенка становится реальной ценностью;

- «Семья» - первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Необходимо возрождать в людях чувства чести рода, ответственность за фамилию, перестроить взгляды на роль семьи, ее природное назначение;

- «Труд» - основа человеческого бытия, 2вечное естественное условие человеческое жизни». Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания.;

- «Культура» - богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразно;

- «Земля» - общий дом человечества. Это земля людей и живой природы. Важно  подвести детей к пониманию того, что будущее Земли зависит от того, как к ней относятся люди. На данном этапе неоценимо экологическое воспитание;

 - «Наша Родина» - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории и традициям своего народа, любви к родному краю, формирование представлений о явлениях общественной жизни, т.е. воспитание патриотических чувств.

     Цель патриотического воспитания: способствовать воспитанию гуманной, социально-активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу.

     ЗАДАЧИ:

- заложить основы гражданско-патриотической позиции личности;

- получение и расширение доступных знаний о стране и родном городе: его истории, культуре, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д.;

- воспитание чувства гордости за своих мастеров;

- формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

     Академик Д.С.Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

                                    ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта – информационно-познавательный, творческий.

По предметно-содержательной области – общечеловеческие ценности – «наша малая Родина».

По характеру участия – воспитанники, воспитатели, родители.

По продолжительности –   четырехмесячный.

По количеству участников – групповой.

Форма представления – презентация, оформленная папка (план проекта, творческие работы детей,  самостоятельные  проекты родителей и детей).

Актуальность проекта:

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое. Патриотизм нужно воспитывать с раннего детства. Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды, местные историко-культурные, национальные, географические особенности региона. Многие впечатления еще не могут быть осознаны детьми глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности маленького патриота. Любовь ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к родному дому, улице, на которой он живет, детскому саду, микрорайону. К сожалению, дети-дошкольники страдают дефицитом знаний о родном крае. Мы видим их равнодушное отношение к близким людям, сверстникам, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. В современных условиях, когда происходят  глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится гражданско-патриотическое воспитание. Одним из перспективных методов, способствующих решению задач патриотического воспитания дошкольников, является  метод проектной деятельности.

Цель проекта: воспитание у дошкольников  патриотических чувств в процессе знакомства с малой Родиной – микрорайоном Сходня.

Задачи:

1). Формировать любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему.

2). Воспитывать чувство гордости за родной край.

3). Развивать умение сравнивать, мыслить логически, развивать воображение,  фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

4).Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному микрорайону.

Гипотеза: если не знакомить ребенка в дошкольном возрасте с историей своего микрорайона (своей малой Родины) и своей страны, с культурой своего народа,  то это в дальнейшем приведет к обеднению гражданско-патриотических чувств.

Ожидаемый результат: 

1). Расширение знаний детей о родном микрорайоне, возрастание интереса к его достопримечательностям.

2). Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к своему микрорайону.

3). Развитие познавательной активности и навыков проектной деятельности.

4). Участие родителей в формировании патриотических чувств ребенка.

Сроки проведения проекта: январь – апрель 2015 г.

Этапы проведение проекта:

I  организационный этап: определение цели, задач; изучение методической литературы; составление плана проекта; сбор материалов; выбор форм работы с родителями; выбор основных мероприятий; определение и формулировка ожидаемых результатов.

II подготовительный этап: выявление уровня знаний детей о родном микрорайоне; ознакомление родителей с целью и задачами проекта (родительское собрание).

III  практический этап: творческие задания для родителей и детей; беседы, наблюдения, занятия с детьми, чтение художественной литературы, загадок, пословиц, поговорок, слушание музыкальных произведений, дидактические игры, художественно продуктивная и игровая  деятельность детей.

IV  заключительный этап: выявление уровня знаний детей о родном микрорайоне; оформление проекта в виде папки и презентация для родителей на родительском собрании.

 

                        ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Консультация  для родителей  «Проектная деятельность в детском саду». Проект «Наша малая Родина» (микрорайон Сходня).
  2.  Распределение и создание творческих проектов по наиболее значимым объектам и достопримечательностям родного микрорайона  родителями вместе с детьми.
  3. Показ презентации проекта  на родительском собрании.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Этапы

проекта

      Деятельность педагога

            Деятельность детей

1 этап

1. Изучение методической и познавательной  литературы. Составление плана проекта. Подбор фотоиллюстраций, музыкальных произведений, дидактических игр, произведений художественной литературы.                              2. Подведение к формированию задач:

- познакомить  доступными средствами с историей микрорайона Сходня;

- познакомить с гербом микрорайона Сходня;

- познакомить с городским транспортом;

- познакомить с  главными объектами   и достопримечательностями микрорайона: детский сад № 28 «Ручеек», школа-лицей № 21,  Сходненская  школа искусств,  стадион «Родина», парк  культуры и отдыха им. Величко, городская больница, пожарная часть, Сходненское отделение полиции, Мебельная фабрика, Стекольный завод, железнодорожная  станция, улицы Сходни;  

- разучить    стихотворения  о Родине, познакомить с пословицами и поговорками о Родине;

- прослушать песни о Родине, колокольный звон и звон кремлевских курантов;

 - познакомить  с новыми дидактическими играми;

- отразить впечатления детей в продуктивной  деятельности.

 

2 этап

Выявление уровня знаний детей о родном микрорайоне. Рассматривание стенгазеты «Наша Сходня», беседы с детьми.

3 этап

Организация деятельности детей:

- социально-коммуникативная

- познавательная

- речевая

- художественно-творческая

- игровая.

Направляет и контролирует осуществление проекта

Слушают рассказы воспитателей, стихотворения, пословицы и поговорки, участвуют в беседах, рассматривают фотоиллюстрации с изображением различных объектов микрорайона, составляют сами небольшие рассказы по ним, знакомятся с новыми дидактическими играми, слушают музыкальные произведения,  занимаются художественным творчеством (лепят, рисуют, делают аппликации, конструируют); принимают участие в проведении мини-проектов вместе с родителями.  

4 этап

Подготовка к презентации проекта для воспитателей на педагогическом совете и для родителей на родительском собрании.

               ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОЕКТУ

Месяц

        Тема

            Виды детской деятельности

Январь

Моя Родина – Россия

Наша малая Родина – микрорайон Сходня

Герб Сходни

Рассматривание фотоиллюстраций с разными климатическими зонами России, Красной площади Москвы, государственного флага и герба России. Слушание рассказов, стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, Москве,  участие в беседах о России. Дидактическая игра «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». Рассматривание герба на монетах. Слушание песни «С чего начинается Родина» (в исполнении  Марка Бернеса). звон кремлевских курантов.

Проект Чекмаревой Сони. Рассматривание фотоиллюстраций  на стенгазете «Наша Сходня». Беседы о малой Родине. Рассказ воспитателя об  истории возникновения Сходни. Дидактические игры «Кто  где  живет», «Радиоэфир». Конструирование микрорайона Сходня. Слушание  музыкальной записи  колокольного звона.

Рассказ воспитателя об  истории возникновения герба. Рисование и аппликация герба Сходни. Дидактическая игра «Узнай герб Сходни»

Февраль

Транспорт микрорайона Сходня

Труд взрослых в родном микрорайоне

Профессия

«пожарный»

Профессия «полицейский»

Профессия «врач»

Беседа воспитателя о  видах городского  транспорта. Рассматривание картинок с изображением различных видов транспорта. Слушание стихотворений и загадок про транспорт. Дидактические игры «Светофор», «На чем едем, летим, плывем?».  Беседа о транспорте микрорайона Сходня. Аппликация «Автобус».

Беседа о труде взрослых в родном микрорайоне. Составление рассказов о труде родителей.  Рассматривание картинок с изображением людей разных профессий.  Дидактическая игра «Узнай профессию».

Рассматривание картинок с изображением пожарных машин, самих пожарных, спецодеждой и спецсредствами пожарной части. Беседа о работе пожарных, о правилах пожарной безопасности.  Конструирование пожарной части.

Рассматривание картинок с изображением различных полицейских машин, самих полицейских, формой одежды и  технических средств. Беседа о работе полицейских, о правилах  дорожного движения. Дидактическая игра «Светофор».

Рассматривание картинок с изображением врачей, медицинских инструментов, машин скорой помощи. Беседа о работе врачей. Дидактическая игра «На приеме у врача». Рассказ воспитателя о больнице и поликлинике микрорайона Сходня.

Март

Апрель

Достопримеча-

тельности  родного микрорайона

Река Сходня

Мебельная фабрика

Школа-лицей № 21

Парк отдыха им. А. Величко

Сходненская детская  школа искусств

Спортивный комплекс

 «Юность»

(стадион)

Улицы Сходни

Мой дом.

Моя семья.

Мои любимые домашние животные

Мой любимый детский сад

Беседа  о родном микрорайоне. Беседы  по совместным проектам родителей и детей о важнейших объектах Сходни.

Рассказ воспитателя о реке родного микрорайона. Рисование «Река Сходня ранней весной».

Проект Королевой Кати. Рассматривание картинок с изображением предметов мебели. Рассказ  воспитателя  о мебельной фабрике. Лепка «Предметы мебели».

Проект Громовой Лиды. Рассказ воспитателя о школе. Рассматривание иллюстраций с изображением школы.

Проект Шелепиной Алисы. Рассматривание фотоиллюстраций с различными видами парка. Рассказ воспитателя, беседы с детьми  о парке.

Рисование «Парк микрорайона Сходня»

Проект Андросовой Лизы. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением СДШИ. Рассказ воспитателя, беседы с детьми о СДШИ.

Проект Бузина Святослава. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением стадиона, различных видах спорта. Рассказ воспитателя, беседы с детьми о стадионе.

Рассматривание фотоиллюстраций  с  изображением разных улиц микрорайона. Рассказ воспитателя, беседы с детьми о некоторых улицах Сходни.  Дидактическая игра «Радиоэфир». Конструирование  «Улица Мичурина».  Рисование «Строительство нового дома».

Чтение сказок «Теремок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди». Рассказ воспитателя, беседы с детьми о родном доме. Пословицы и стихотворения о доме. Пальчиковая игра «Семья». Стихотворения, пословицы и поговорки о семье. Фотовыставка «Моя семья». Фотовыставка «Домашние питомцы».

Рассказ воспитателя, беседы с детьми о детском саде № 28 «Ручеек». Чтение стихотворений о детском саде.  Пословицы о дружбе. Подвижная игра «Бабочки порхают».  Дидактические  игры «Клубочек»,  «Давайте познакомимся». Коллективная работа  - аппликация «Мой любимый детский сад»