МО воспитателей района секции "Школа передового опыта"

максутова юлия ивановна

МО воспитателей района  секции «Школа передового опыта»

Руководитель: Максутова Ю. И.

Дата проведения: ноябрь 2014г.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 3 «Сказка»

 

План:

1.     Просмотр мероприятия по взаимодействию педагога с родителями. Совместная игра – соревнование «Изучаем правила дорожного движения». Воспитатель Минина Любовь Владимировна

2.     Обсуждение мероприятия.

3.     Семинар-практикум «Взаимодействие педагога с родителями по внедрению ФГОС в образовательный процесс».

Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте  начать наш семинар-практикум с китайской поговорки и считать её условным девизом нашего мероприятия:

 

“Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь…”

 

Доказано, что человек усваивает информацию так:

- 10% того, что слышит,
- 50% того, что видит,
- 70% того, что сам проговаривает,
- 90% того, что сам делает.

         Сегодня вы услышите теоретические аспекты обсуждаемой темы, увидите материал мероприятия наглядно, и практическая сторона красной линией пройдёт сквозь весь семинар-практикум.

 

Упражнение «Ладошки».

Тематика нашего семинара очень значимая «Взаимодействие педагога с родителями по внедрению ФГОС в образовательный процесс» Предлагаю выполнить упражнение «Ладошки», прочувствовать значение проблемы и одновременно настроиться на рабочий лад. Разделитесь на пары (кто сидит рядом друг к другу).  Определите роли: 1 из вас – «педагог», другой – «родитель». Пары будут выполнять упражнение по очереди. «Родитель» кладёт ладони на ладони «воспитателя» и произносит слова «Я доверяю Вам своего ребёнка, потому что…»

 

Продолжаем наше мероприятие.

Одним  из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО  является   принцип сотрудничества ОУ с семьёй. А одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО является задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
•    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;  
•    обеспечить открытость дошкольного образования; 
•    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
•    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
•    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
•    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
 

В связи с этим в данный момент актуален вопрос необходимости нахождения оптимальных путей именно диалогового взаимодействия с родителями и отходить от формальных рамок сотрудничества ДОУ и семьи.

Следовательно, содержание и формы работы с семьей в ДОУ должны отличаться нетрадиционным разнообразием и не может быть единого стандарта,  т.к. жизненные задачи диктуют потребность  в новых знаниях и практических умениях взаимодействия педагогов с родителями.

Для того чтобы работа с родителями не была формальностью, отношения семьи и детского сада должны строиться на основе понятий «сотрудничество» и «взаимодействие». Как вы понимаете сотрудничество? Взаимодействие?

- «сотрудничество» - это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

- «взаимодействие» - способ организации совместной деятельности с помощью общения, на основании открытости обеих сторон.

 

Итак, главные составляющие эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей это:

- общение;

- разнообразие форм и методов работы;

- обязательное изучение потребностей родителей по взаимодействию с ДОУ.

 

Решать задачи обеспечения эффективного взаимодействия с родителями невозможно без активного общения с ними.

Что включает в себя понятие «общение?» Что значит «умение общаться»? (Дать высказаться)

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

Предлагаю вам через определенные упражнения и задания вспомнить приемы межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Вспомним, как важно уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.

 

Для того чтоб практически показать коллегам, что мы действительно умеем и как мы умеем общаться с родителями, используя все средства общения, предлагаю практически решить несколько проблемных ситуаций.

 

Педагоги (участники семинара-практикума) делятся на три  подгруппы, каждой выдается карточка с заданием.

 

Задание 1 подгруппе: разыграть (и разрешить) ситуацию, чтобы остались довольны все.

А) Мать, придя за ребенком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребенка. Вы …

 

Задание 2 подгруппе: разыграть (и разрешить) ситуацию, чтобы остались довольны все.

Б) Родители, придя на родительское собрание, на вашу просьбу снять верхнюю одежду отказались. Вы …

 

Задание 3 подгруппе: разыграть (и разрешить) ситуацию, чтобы остались довольны все.

В) Отец, забирая своего ребенка, бурно отреагировал на ваше предложение помочь в ремонте детского стульчика. Вы …

 

Вы – молодцы умеете адекватно общаться и разрешать создавшиеся ситуации с родителями.

 

А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером общения, когда научился говорить фразу “Иди сюда” с 16 различными интонациями голоса: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п.

Предлагаю вам упражнение «Цветок интонаций», на умение интонировать.

Участникам предлагается «цветок интонаций». Каждый вытягивает себе 1 лепесток. На лепестке написана определённая интонация. Нужно произнести фразу - “успехи вашего ребенка”; с оттенками интонации, которая досталась участнику на лепестке: иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности и т.д.

 

А сейчас несколько слов необходимо сказать о причинах возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями.

В чём вы видите причины возникновения этих барьеров? (дать высказаться)

 

Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины – могут быть не столько, как, например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, или низкая квалификация, а сколько не владения знаниями и навыками конструктивного, партнёрского, диалогового  общения.    Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. К ним можно отнести следующие:

 

1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.

§Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.

§Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

 

2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.

 

3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.

 

4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно есть, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

 

Мини - итог. Все родители разные, это взрослые люди, и  педагогу ДОУ к каждому нужно найти определенный подход.

Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Это ещё раз говорит о том, что отношения между педагогами ДОУ и родителями должны быть диалоговыми, конструктивно-партнёрскими. Формальность в этом случае недопустима.

 

Думаю, что на данном этапе семинара уместно будет, если каждый педагог озвучит свой «главный девиз в общении с родителями».

 

 

А сейчас остановимся на разнообразии форм и методов работы, которые помогают найти общие точки соприкосновения с разными категориями родителей. Эффективное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями предполагает бесконечность педагогической фантазии в выборе форм и методов именно конструктивно-партнёрского, диалогового сотрудничества, направленного на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них умений и навыков в воспитании детей.

Порой педагоги не могут отказаться от устаревших форм и методов в силу своих многолетних профессиональных привычек. Но это необходимо делать! Нудные лекции заменять на педагогические гостиные и устные журналы, а бесконечные «заезженные» родительские собрания - на родительские вечеринки, встречи пап и мам и т.п. 

 

Сейчас мы попытаемся составить классификацию эффективных методов работы с родителями, использовав при этом перевод традиционных (формальных) форм сотрудничества в нетрадиционные (неформальные).

 

Ещё одно практическое упражнение «Формы общения с родителями».

 

Каждая группа получает список традиционных форм работы с родителями.

Пожалуйста,  переведите их в нетрадиционные. Например:

 - консультации - вечер вопросов и ответов, родительские пятиминутки, педагогические гостиные …

- родительские собрания – родительские вечеринки, встречи отцов и мам  …

- лекции - чайные паузы, устные журналы, информационные окна …

- дискуссии – «Клуб заботливых родителей», «Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми углами» ...

 

Выполняя это задание, вы получили своеобразные памятки-шпаргалки разнообразных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. А теперь давайте назовём, какие нетрадиционные мероприятия проходят у нас в ДОУ?

 

Мы с вами работаем по пяти образовательным областям. И образовательные области должны содержать разнообразные формы работы с родителями:

1.     Физическое развитие: знакомство родителей с  эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, пропаганда ЗОЖ через организацию «Семейных весёлых стартов», совместных соревнований, спортивных праздников, реализацию проектов.

2.     Познавательное развитие: реализация проектов, интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду, интеллектуальные игры и марафоны «Клуб знатоков», «Что? Где? Когда?» и т.д.

3.     Речевое развитие: консультации по вопросам речевого развития, организация «Литературных гостиных), совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

4.     Художественно-эстетическое развитие: совместные выставки художественного творчества, поделок, музыкально-художественная деятельность в совместных праздниках, концертах.

5.     Социально-коммуникативное развитие: знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских встречах, сенинарах-практикумах, организация выставок, информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов, индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы.

Как вы считаете, мы находимся на правильном пути построения конструктивно-партнёрского, диалогового взаимодействия с родителями?

А для того чтоб более полно понимать чего ожидают родители от взаимодействия с педагогами нашего ДОУ необходимо более полное, тщательное изучение потребностей родителей по взаимодействию с ДОУ.

 

На этом этапе семинара-практикума необходимо подвести итог. Сегодня мы подробно поговорили о трёх необходимых составляющих эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей: общении, разнообразных формах и методах работы с семьёй, обязательном изучении потребностей родителей по взаимодействию с ДОУ.

Вывод: эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от положительного настроя обеих сторон, гибкого индивидуального подхода к каждому родителю, умения заинтересовать неформальными, интересующими родителей приемами общения. На конкретных примерах мы обсудили, каким образом, возможно перестроить существующую практику работы детского сада с семьёй. Необходимо отойти от традиционного понимания работы с родителями и ориентироваться именно на конструктивно-партнёрскую, диалоговую модель взаимодействия с семьёй опираясь на родительские запросы и пожелания.

А в заключение упражнение «Рюкзачок».

Мы заканчиваем семинар-практикум. Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут любому человеку в общении с людьми. Начинаю, «Мне помогают в общении с людьми умение слушать собеседника …» (педагоги продолжают)

Удачи Вам на профессиональном пути, успехов при осуществлении взаимодействия с нашими главными партнёрами - родителями воспитанников.

Решение: 1. Внедрять ФГОС в образовательный процесс через взаимодействие с родителями в нетрадиционных формах.

2. Отойти от традиционного понимания работы с родителями и ориентироваться на конструктивно-партнёрскую, диалоговую модель взаимодействия с семьёй опираясь на родительские запросы и пожелания

3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.