Технология критического мышления в ДОО

Алексеева Валентина Анатольевна

По материалам РМО старших воспитателей, проходивший в МКДОУ «Сосновский детский сад»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol._kritich._myshleniya.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технология критического мышления в ДОО

По материалам РМО старших воспитателей, проходивший в МКДОУ «Сосновский детский сад»

Термин «критическое мышление» известен уже давно из работ таких известных психологов, как Жан Пиаже, Лев Семенович Выготский. Критическое мышление (в данной технологии) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Критическое мышление — это поиск  здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом,  как своей точки зрения, так и других мнений.  Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении учебных проблем.

 Это школьная технология.  

В основе технологии РКМ  лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  • Фаза вызова
  • Фаза реализации смысла (осмысление)
  • Фаза рефлексии

Первая стадия – вызов.

Школьные приёмы: составление кластеров – у нас это ассоциативные цепочки. (Н: какие слова подходят к слову «заяц»), верные и неверные утверждения

Вторая стадия – осмысление.  

Получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. Также свои приёмы: ромашка БЛУМА,    по которой задаются 6 типов вопросов по рассматриваемой проблеме.

Выделяется шесть типов вопросов:

  • Простые вопросы или «тонкие» вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию  (что? Кто? Где?)
  • Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: То есть ты говоришь, что... ?; Если я правильно понял, то... ? Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику возможности обратной связи с тем, что он только что сказал.
  • Объясняющие вопросы или «толстые» вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
  • Творческие вопросы. Тот случай, когда в вопросе есть частица бы, а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: Что бы изменилось…, если бы... ?; Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему что-то хорошо, а что-то плохо?, Чем один герой отличается от другого?.
  • Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например, Как бы вы поступили на месте героя? То есть, можно сделать игровое пособие – ромашку  - какой лепесток ребёнок вытянет – такой и вопрос ему задавать.
  •   Такой приём как    «дерево предсказаний»   также может использоваться в детском саду.  

Третья стадия: рефлексия.

 Здесь школьники могут сочинять синквейн.  

На пути в дошкольные организации технология развития критического мышления превратилась в

Модель трёх вопросов.

Выбор темы можно слегка направить в нужное русло или вовсе предопределить, используя способ «культурного продавливания». Для этого взрослые прибегают к таким приемам, как: мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока еще не оформленных детских идей («Мальчики, я слышала ваш разговор о машинах и очень удивилась - вы знаете столько моделей! Может быть, вы расскажете всем детям об этом?»); мотивация на основе формирования зрительного образа (использование наглядной информации, скомпонованной на информационной панели); чтение, предварительная экскурсия; использование «модели трех вопросов».

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

 Не обойтись и без четвёртого вопроса:  Что мы узнали? Или Что мы сделали?

Выбор темы для работы по этой технологии обусловлен  тематическим планированием (не исключаются темы по желанию детей)

 

Методика работы с «моделью трех вопросов» такова. В свободное время (вечером, утром) накануне выбора новой темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают или хотят узнать по предполагаемой им теме, по теме, назревающей соответственно сезону, или по теме, которая стала «фоном» проявляться в группе. Воспитатель не сообщает детям, что обсуждается выбор темы для нового проекта. Просто ведет разговор, который можно методически оформить как индивидуальную работу с детьми в виде познавательной беседы. Все идеи (высказывания) детей записываются печатными буквами на специально подготовленном бланке (расчерченном листе). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора.

Заполненная воспитателем «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители! В этом случае взрослые невольно продолжат разговоры с детьми — будут удивляться их знаниям или вопросам, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким естественным и простым образом взрослые будут включены в образовательную работу группы. У детей появятся новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме. А воспитатели получат подкрепление как в определении содержания, так и в организации деятельности по теме.

Опыт работы детских садов подсказывает еще один способ «культурного продавливания» для выбора тем для проектов. Его практика такова: ежедневно в ходе выполнения проекта появляются рисунки, новые слова, тексты и пр. Для того чтобы работы увидели дети из других групп, в коридорах и переходах детского сада устраивается «стена достижений». Для каждой группы выделяется свой участок стены, и вместе с воспитателями дети представляют на нем свои работы. Важно понять, что это не выставка лучших работ, это разнообразные свидетельства деятельности по теме, образцы, наиболее ярко отражающие отношение детей к теме, их понимание содержания, динамику их развития. Более подробно об использовании «стены особого назначения» можно прочитать в журнале «Обруч» (2008. № 1. С. 44).

Выражаю благодарность Соломеиной Т. Г., старшему воспитателю детского сада.