ВНЕДРЕНИЕ ФГОС В СИСТЕМУ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Цареградская Анна Сергеевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе: Конвенции ООН о правах ребенка; Конституции Российской Федерации; Законодательства Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт от 1 сентября 2013 года обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных особенностей народов Российской Федерации [4, с.5].

Из этого вытекают задачи становления первичной ценностной ориентации и социализации:

§  формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

§  формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

§  овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

§  овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

§  развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Это показывает то, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, ФГОС активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.

В связи с этим появляется необходимость создания и внедрение регионального компонента с воспитательную систему дошкольного образования. Обучение и воспитание в региональном компоненте строится на основе уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Важность нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 г.г.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2011 года. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России, определяет основные пути развития системы нравственно-патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. Особое место в программе уделено воспитанию нравственно-патриотических качеств у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к своей малой Родине, стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Основными принципами нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются: принцип системности, принцип адресности, принцип активности, принцип наступательности.  

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников нравственно-патриотических ориентаций в условиях современного мира. Культурно-историческое, социально-экономическое и природное своеобразие местности определяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускнику детского сада адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Использование регионального компонента в нравственно - патриотическом воспитание дошкольников предполагает следующее:

Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

§  Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.

§  Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, аппликация, лепка, рисование и другое).

§  Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи народного быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях. На каждом возрастном этапе проявления нравственности, патриотизма и нравственно-патриотического воспитания имеют свои особенности. Такие нравственные качества у человека, как уважение, сострадание, сочувствие начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире [2, с.123].

Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, через региональный компонент включает целый комплекс задач:

§  воспитывать у детей любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, области;

§  формировать бережное отношение к природе города Каменска-Уральского;

§  развивать интерес к народным традициям и промыслам города, области;

§  расширять представления о народах Урала;

§  знакомить детей с гербом, флагом и гимном Города, области;

§  воспитывать уважение к труду взрослых и сверстников, на примере своего города, области;

§  развивать чувство ответственности и гордости за достижения своего города и области;

§  формировать терпимость и чувство уважения к народам Урала, их традициям.

Эти задачи важны и актуальны является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только нравственно-патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Из этого следует, что Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дает возможность в выборе форм и методов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию, учитывая при этом региональные, национальные, этнокультурные особенности.

 

Список литературы

1. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением №1(19), 2005.

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников (младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группах) детского сада г. Москвы. - М.: ЦГЛ. - 2004. - 256с.

3.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре/О.Л.Князева, М.Д. Маханёва. - Спб: «Детство-Пресс», 2004.

4.Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 13.06.2013 г.;

5.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов фак. дошк. оборазования высш. пед. учеб. заведений / Под ред.: С.А. Козлова - М.: Академия, 2002.