Творческое развитие дошкольника через изобразительную деятельность

Болтунова Елена Александровна

Одна из важных задач в области образования – художественно - эстетическое развитие подрастающего поколения. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной при­роды. Это способствует формированию духовно богатой, гармони­чески развитой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческое развитие  дошкольника через изобразительную деятельность

Одна из важных задач в области образования – художественно - эстетическое развитие подрастающего поколения. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.

Эстетическое развитие — сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная' деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.. Суть этой системы — комплексный подход, который предполагает педагогический процесс во взаимосвязи, взаимозависимости всех его сторон.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.

Изодеятельность направлена на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

При  планировании НОД  по рисованию, лепке, аппликации необходимо учитывать всю воспитательно-образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы, а также музыкальные занятия. Такой  подход  способствует  отбору   интересных,   знакомых   детям явлений,  произведений   искусства.   Наблюдения природы, общественных событий формируют идейно-нравственную направленность изобразительной деятельности. Следует помнить, что все ее виды объединяет   образное   отражение   окружающей   действительности: рисование,  аппликация  позволяют отразить  предметы и   явления на плоскости, в цвете, в пространстве; лепка дает объемное изображение предмета,  иногда допускается  роспись готовой формы  (например, декоративная лепка по мотивам народных игрушек). Каждому  виду  соответствует  своя  техника   и  свой  способ   создание изображения:   рисованию   присущ   линейно-графический   и   живописный; лепке — пластический — создание изображения из частей или из целого куска глины  (техника скульптурной лепки);  аппликации— декоративно-силуэтный способ   (вырезывание силуэта   из листа   бумаги,   составление   изображения   из   отдельных   частей). Педагог  намечает как более конкретные задачи обучению рисованию, лепке, аппликации, так и общие, которые решаются во всех видах деятельности.  Например, в аппликации и рисовании дети учатся различать, подбирать цвет и с его помощью передавать свое отношение к предмету, персонажу. .В  процессе рисования они  могут самостоятельно составить  цвет / из 2—3 красок, в аппликации им приходится пользоваться цветной бумагой,   подбирая   ее   по  фактуре,   сочетанию   оттенков.   Работа с разными материалами  расширяет представления детей о художественных возможностях этих материалов.

Благодаря взаимосвязи видов изодеятельности можно установить последовательность заданий по рисованию, лепке, аппликации. Например, освоение круглых форм целесообразно предлагать детям сначала в аппликации (особенно в младшем дошкольном возрасте). Ребенок воспринимает готовую круглую форму (шарик, мяч), рукой обводит ее по контуру, наклеивает и видит четкие очертания. Процесс рисования этой формы для ребенка более сложен, так как требует координации движений, умения проводить замкнутую линию на листе бумаги. Линии получаются слабыми по силе нажима и не создают такого яркого цветового пятна, которое получается в аппликации.

          Наблюдения, впечатления окружающей действительности, образы сказок служат содержанием детских работ. В рисовании сюжет раскрывается в определенной композиции на плоскости листа в двухмерном измерении (дошкольник не может передать глубины пространства). В лепке дети изображают сюжет, объединяя фигурки общим содержанием. В аппликации они вырезывают из листа силуэты и располагают их на плоскости. Например, русская народная сказка «Колобок» предлагается детям для рисования и лепки. Повторность одной темы не снижает у ребят интереса к ней, так как  в  каждом  виде деятельности  выявляются  новые способы изображения сказочных персонажей.

Связь видов деятельности прослеживается не только при повторе одной и той же темы. В рисовании, например, дети учатся изображать элементы декоративного узора, а в лепке расписывают вылепленную форму, подбирая цвета красок, располагая фигурку на декоративном коврике. Или дети лепят фигурку девочки, а затем рисуют девочку, играющую с мячом. Внесение новых деталей, создание более полного изображения сюжета в одном из видов деятельности способствует развитию творчества у детей в другом виде деятельности.

Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, мелкой пластикой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки.

Для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации !-большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому воспитатель создает у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.

К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.), с помощью этих средств создают образ в рисунке, лепке, аппликации; оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.