Проект «Песочная страна» для детей средней группы.

Забродина Лариса Викторовна

Опыты, игры с сырым и сухим песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 190» г. Саратова

Тема проекта:  «Песочная страна» для детей средней группы.

 Выполнили воспитатели          

 средней группы

Забродина Лариса Викторовна

Гуськова Ирина  Николаевна

Саратов, 2014-2015г.

                                                                                                                                                     

Паспорт:

1.Тип проекта: познавательно - исследовательский

2.По количеству участников: групповой

3.По времени проведения: долгосрочный  (ноябрь 2014 года/март 2015год)

4.Участники проекта: воспитанники ДОУ от 4-5 лет, педагоги группы, родители.

Актуальность проекта:

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют  принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Цель проекта:

Создать условия для организации развивающей  предметно-пространственной среды с учётом требований ФГОС ДО для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

 

Задачи:

Обучающие:

-  формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, может менять цвет от воды.); обучать приемам работы с сыпучем материалом, уточнение и активизация словаря, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, формирование связной речи.

-  познакомить детей и родителей с тематикой и действиями с песком в специально организованных условиях; познакомить со способом изготовления рисунка из песка;

Развивающие:

-развивать познавательные способности, творческое мышление;

-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности,  умения реализовывать свои интересы;

-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;

-развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;

-развивать фантазию, творчество, воображение;

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность в обращении с песком, эстетические взгляды, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.

-способствовать положительному влиянию игр с песком на развитие психики ребенка.

-способствовать установлению тесных контактов, доброжелательных отношений между детьми и педагогами детского сада

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, заниматься сообща.

Виды деятельности:

 познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, фольклора, изобразительная, двигательная, игровая.

Формы организации:

 групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Проблема:

1.Всё ли мы знаем о песке?

2. Для чего нам нужно изучать свойства песка?

3. Из чего состоит песок?

4. Какого цвета песок?

5. Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?

6. Можно ли сухим/мокрым песком рисовать?

7. Может ли песок двигаться?

8. Где и как люди могут использовать песок?

9. Как можно играть с сухим и мокрым песком?

Причины:

1.Недостаточно знаний о песке, как природном материале.

2. Недостаточное обогащение предметно-развивающей среды.

Ожидаемый результат:

  • развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
  • формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;
  • развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  •  появление желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;
  • активизация словарного запаса;
  • расширение знаний детей о свойствах песка и их роли в окружающем мире;
  • накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой;
  • сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;
  • получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Условия реализации.

  • организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
  • осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
  • создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
  • включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Основные средства:

  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  • Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

 с учётом требований ФГОС ДО.

Все вышеперечисленные средства были включены в целостный педагогический процесс.

Предварительная работа:Игры на прогулке с песком, камешками, водой. Рассматривание фотографий с видами построек из песка. Рассматривание песка через лупу; игры "Чудесный мешочек" (с камешками), "Что в этой баночке?" (определение по звуку содержимого жестяной баночки), "Построй такой же узор"; рисование на песке палочками, пальчиком; выкладывание на песке изображения с помощью камешков и палочек, ракушек. Беседа "Для чего нужен песок?"  Манипуляция с песком (развитие мелкой моторики рук): конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в "песочнице"). Игры-эксперименты по ознакомлению со свойствами песка.  Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека

Методы и приёмы:

  • беседа;
  • наблюдение;
  • создание проблемной ситуации;
  • исследовательский;
  • экспериментально-опытный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • моделирование (схемы свойств песка);
  • игровой;
  • совместная деятельность с детьми.

Оборудование:

  • контейнеры с песком
  • игрушки, мелкие предметы
  • стаканчики
  • подносы
  • иллюстрации
  • контейнеры с цветным песком
  • формочки
  • камешки, ракушки

Продукты проекта:

  • Игра-эксперимент "Путешествие в песочную страну"
  • Оформление альбомов: "Весёлый песочек", "Удивительный песок",

  "Свойства песка".

Этапы проекта.

Подготовительный этап

Форма проведения

Сроки

1

Анализ литературных источников на данную     тему:      

Е.В.Марудова "Ознакомление дошкольников с

 окружающим миром". Экспериментирование.

С.Д.Ермолаев "Конспекты занятий по формированию у                  до дошкольников естественно - научных представлений в  разных

возрастных группах ".

П.Д.Червинский "Технологии исследовательской деятельности"

ноябрь

2014г.

2

Консультации для родителей:  

"Игры с песком в развитии мелкой   моторики рук детей дошкольного возраста"

"Игры с песком и водой в домашних условиях"

ноябрь 2014г.

3

Организация развивающей среды в группе для познавательной активности: пополнение оборудованием и материалом мини-лаборатории.

ноябрь

2014г.

Основной этап.

Форма проведения

Сроки

1

1. Знакомство с песком.

2. Опыт №1(свойства песка)

3.Чтение стихов про песок, загадывание загадок. 

4. Упражнение "Узоры на песке", "Сюрприз"

ноябрь

2014г.

2

1. Упражнение «Отпечатки»

2. Игра "Песочные строители"

3.Опыт№2 (свойства сухого и сырого песка), "Делаем

дорожки и узоры из песка"

4. Опыт№3 (песок - это фильтр)

декабрь

2014г.

3

1. Игра "Раскопки"

2. Игра "Волшебное сито"

3. Опыт №4"Цветной песок"

4.Рисование цветным песком

январь

2015г.

4

1. Опыт №5 (закрепить представления о свойствах песка)

2. Создание песочного города, рассматривание альбома

"Песочный город"

3. Рисование цветным песком

4. Опыт №6 (песок - рыхлый)

февраль

2015г.

5

1. Песчаный конус

2. Наблюдение "Ветер в бутылке"

3. Игровое упражнение "Необыкновенные следы"

4. Рисование палочками, пальчиком на песке

март

2015г.

Заключительный этап

Форма проведения

Сроки

1

Проведение  игры-эксперимента "Путешествие в песочную страну" на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп "Экспериментальная деятельность в ДОУ" (воспитатель группы Забродина Л.В.)

24 марта 2015г.

2

Оформление альбомов:

  • "Удивительный песочек"
  • "Свойства песка"
  • "Весёлые песчинки"

март 2015г.