Конспект ОД «Формирование целостной картины мира». на тему "Птицы зимой" для первой младшей группы

Ефимова Александра Валентиновна

 

Цель обучающая: Сформировать у детей знания о птицах, зимующих в наших краях, вызвать желание заботиться о птицах.

Цель деятельностная:  Сформировать у детей способность выявлять затруднения и умение искать способ его решения.

Задачи: Сформировать у детей знания о птицах, обитающих в наших краях в зимний период. Развивать у детей  мышление, умение анализировать, учить самостоятельно находить способ помощи птицам зимой.  Воспитать любовь к окружающиму миру.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Материалы: кукла-петрушка, детская энциклопедия, картинки птиц, коробки, пластиковые бутылки, ножницы, наклейки, фломастеры.

Структура НОД  (введения нового знания в рамках деятельностного подхода)

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Воспитатель: ребята посмотрите кто к нам пришел!

Петрушка: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Петрушка , почему ты такой грустный?

Петрушка: На улице я встретил очень печальную птичку, она вся нахохлилась и смотрела на меня. Я бросил ей кусок хлеба, а она улетела голодная.

Воспитатель: А ты знаешь как называется эта птица?

Петрушка : Нет.

2.Выявление затруднения .

Петрушка: Ребята, а вы знаете всех птиц, зимующих в наших краях? И как им помочь?

Дети: Нет.

Петрушка: И я не знаю.

3. Поиск выхода из затруднения.

Воспитатель: А, что нужно делать, когда не знаешь о чем-нибудь?

Дети: Спросить у старших.

Прочитать в книге.

Придумать что-нибудь.

Воспитатель: У нас в группе есть детская энциклопедия, давайте в ней прочитаем о птицах, зимующих в наших краях.

Дети: Хорошо.

Изучение энциклопедии:

1.Ворона

У нас распространена в основном серая ворона, которую называют серой разбойницей.

Шумными стаями собираются вороны везде, где живет человек. Она пользуется свалками,

отбросами, которые оставляют люди. Ворона всеядна, не пропускает ничего, что под клюв

подвернется.

(Показ изображения вороны с чтением стихотворения)

Высоко на кроне клена

Спеть готовилась ворона,

Показала певчий дар,

Прокричала громко «кар-р-р-р».

2. Сорока

Она привлекает к себе внимание не только пёстрой окраской, но и своей

живостью, неугомонным стрекотанием. Сорока, увидев хищника или человека, поднимает

шум. Именно благодаря ее стрекотанию другие животные могут вовремя сориентироваться и обезопасить себя.

(Показ изображения сороки с чтением стихотворения)

Сороки на заборе

Трещат скороговоркой.

Рассказывают новости -

За день собрали сто-о-олько!

Серебряное зеркальце,

Две бусины большие,

Три камешка блестящих,

Возможно-золотые,

Булавка, ключик, перышко…

Ну, вроде все сказала.

Какая же ворона,

Всё это потеряла?

 3.Синица

Синицы – пожалуй, самые полезные из птиц, обитающих в нашей стране.

Истребление вредных насекомых во все времена года — это основная польза, которую

приносят синицы человеку. Люди часто сооружают синичники – искусственные домики,

чтобы привлечь этих птиц. Осенью синицы пополняют свой рацион семенами растений.

Синицы становятся заметными осенью, когда собираются в стайки. У нас наиболее

известна большая синица, зимой она – обычный обитатель городов. Яркое оперение этих

птичек радует глаз среди однообразной зимней белизны. В длинные и морозные зимние ночи стайки синиц забираются в укрытия (дупла, щели домов) и спят, тесно прижавшись друг к другу. Такая ночёвка помогает синицам экономить тепло.

(Показ изображения большой синицы  с чтением стихотворения)

Шустрые синички,

Птички-невелички,

Прилетают в города

На зиму, где есть еда.

А весеннею порой

Улетают в лес родной.

 

4. Воробей.

Воробей – птица умная, бойкая и осторожная. Он живет рядом с человеческим жильем, но

поймать его труднее, чем многих диких птиц. Не случайно есть пословица, что «старого

воробья на мякине не проведешь». Опасность распознают быстро.

Воробья привыкли считать птицей дерзкой и вздорной. А кто-нибудь видел, чтобы

воробей клевал корм в одиночку? Ведь как бы голодно ему не было, стоит ему увидеть

горсть крошек или россыпь зерна, он, прежде всего, издает призывное «чив…чив…»,

приглашая к обеду своих собратьев. Для зимних морозов воробей «одет» легко и ночевать зимой под открытым небом не может. Устраивается там, где хоть немного веет теплом, поэтому и держится вблизи жилья человека. Сооружает себе особое «зимнее гнездо» для ночевок – в щели дома, под крышей сарая, в пустом скворечнике. Выдворить воробья из занятого жилища бывает трудно. На ночь воробышки собираются в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют. Когда воробью холодно, он распускает перышки, становясь похожим на меховой шарик.

(Показ изображения воробья с чтением стихотворения)

Воробей- маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

5.Снегирь.

Снегирь – очень красивая птица. Грудка у него красная, на голове как будто черная

шапочка, спинка голубовато-серая. Название снегирю дано очень удачное. Почти всюду,

он становится заметен именно с выпадением снега.Снегири – северяне, они – жители таежных лесов. В среднюю полосу прилетают«погреться», когда на их родине начинаются трескучие морозы. Весной они сновавозвращаются в родные места.

Держатся снегири на рябинах, кленах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают

семена. Мякоть плодов выбрасывают. Добывать семена из еловых и сосновых шишек, как

клесты, снегири не умеют, и на их долю остаются лишь те из семян, что обронены на

землю. Наевшись, усаживаются на веточки и запевают простенькие скрипучие песенки.

(Показ изображения снегиря с чтением стихотворения)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

Петрушка: Вот эта птичка, которую я видел сегодня!

Воспитатель: Ребята,  сколько птиц зимует в наших краях и всем им трудно зимой. Как же им можно помочь?

Дети: Можем их подкармливать.

Петрушка: Я же бросил птичке кусок хлеба, а она улетела.

Воспитатель: Что же неправильно сделал Петрушка?

Дети: Напугал птичку.

Птичка не может сънсть целый кусок, его нужно покрошить.

Воспитатель: А если пойдет снег, твой кусок заметет, что же делать?

Дети : Нужно сделать кормушки для птиц.

Воспитатель: только у кормушек должны быть подставка для корма, стенки и крыша, для защиты от снега.

4. Физкультминутка

Воспитатель: Молодцы, а сначала, ребята давайте отдохнем и поиграем.

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,

Птицы в воздухе кружились,

На дорогу опустились,

По дорожке поскакали,

Крошки, зернышки клевали.

5.Изготовление кормушек для птиц.

Воспитатель: Ребята, а из чего нам сделать кормушки?

Дети: Из коробок, пластиковых бутылок.

Воспитатель: Ребята, если в коробке вырезать отверстие, то получиться кормушка.

Воспитатель делает несколько кормушек из коробок и бутылок.

Воспитатель: А чтобы наши кормушки были более заметными для птиц, их нужно украсить. Чем их можно украсить?

Дети: нарисовать на них узоры фломастерами. Украсить наклейками.

6. Индивидуальная художественная деятельность детей.

Дети самостоятельно украшают кормушки наклейками и рисунками фломастерами.

7. Закрепление полученных знаний с проговариванием во внешней речи.

Воспитатель: Петрушка, теперь ты запомнил, какие птицы зимуют у нас и как им помочь? Ребята, напомните Петрушке.

Дети по картинкам называют птиц, рассказывают, как сделать кормушки.

Петрушка: Спасибо большое!

7 Итог занятия.

Петрушка: До свидания, ребята!

Воспитатель: До свидания! Ребята, кто к нам приходил? Как мы ему помогли?

Дети: Петрушка, мы с ним изучали птиц, зимующих у нас. И сделали для птиц кормушки.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы пойдем гулять и повесим кормушки на участке. А с собой мы возьмем хлеб и пшено.