Маленький историк

Болтунова Елена Александровна

Феномен памяти... С этим уникальным явлением человеческой психики связано стремление изучать прошлое. Историческая память народа формирует нравственность. Она обогащает чело­века, развивает эстетическую восприимчивость

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkiy_istorik.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Маленький историк

 

Феномен памяти... С этим уникальным явлением человеческой психики связано стремление изучать прошлое. Историческая память народа формирует нравственность. Она обогащает человека, развивает эстетическую восприимчивость.

Исторические памятники — это своеобразный рассказ о том, какие события происходили в прошлом, чем жил народ, о чем мечтал. Их запас в мире крайне ограничен, да и тот, что сохранился, постепенно истощается. Поэтому так необходимо бережное отношение каждого человека к объектам культуры. Формировать доступные исторические знания следует уже в дошкольном детстве.

В любом городе есть старинные улочки, здания со своеобразной архитектурой, лепниной или резьбой по дереву. Много старинных зданий связано с историческими событиями, проживанием или посещениями знаменитых писателей, художников, ученых.

Умение замечать красоту исторических памятников необходимо формировать у ребенка с раннего детства. Конечно, воспитатель отбирает только доступный дошкольникам материал, но уже с детьми 5—6 лет можно сравнить современное и старинное здания, отметить своеобразие лепнины или резьбы (растительный орнамент, изображение животного, человека и т. п.).

Детям подготовительной к школе группы можно показать дома, украшенных резными досками. с их изображением диковинных птиц, зверей, цветов до сих пор много в городках и селах Поволжья, Урала и других регионов нашей страны.

Воспитатель подбирает иллюстрации и предлагает желающим в непринужденной обстановке (в вечерние часы или на прогулке) послушать его рассказ. Рассказ воспитателя может быть таким:

«Сейчас ученые знают, почему бывают молния, град, ураган, сильная жара или холодные ливни. В древности всего этого человек не знал, поэтому он боялся природы, приписывал ей таинственную силу и волшебство. Животных, растения он считал слугами природы и, изображая их, тем самым как бы охранил себя от бед и непогоды, «задабривал» природу.

В разных местностях были различные «святые» животные. Так, птица с распростертыми крыльями защищала от бед; на севере «святым» животным считался медведь; лев приносил силу, богатство; птица Сирин — добро, красоту и счастье».

Доги с удовольствием рисуют удивительных животных, используют эти образы для оформления декоративных ковриков, панно и т. п.

Знакомство с историей своей страны должно включать формирование некоторых исторических представлений о древних городах, их рождении и развитии.

Для примера приведем рассказ воспитателя о Москве.

«Когда-то, почти девять веков назад, срубили люди топорами небольшой городок. Древнерусская летопись гласит: «Князь великий Юрий Володимерович заложил град Москву на устниже Неглияны, выше реки Аузы».

Рос этот город среди могучего бора и был защищен от врагов деревянным частоколом и рвом. Через трудные испытания прошла Москва, не раз разорялась и сжигалась, но всегда становилась еще краше - из деревянной превратилась в белокаменную, расстраивалась в ширину и в длину.

Дети с особым чувством рассматривают старинные фотографии, гравюры, рисунки. При рассматривании таких иллюстраций воспитатель может обсудить с ними следующие вопросы: что изображено на рисунках (фото)? Из какого материала строили в старину здания? Как их украшали? Для чего строили Кремль, возводили стену или частокол вокруг города? Чем различаются старинные и современные здания?

Не обязательно проводить специальные занятия со всеми детьми: можно побеседовать с желающими во второй половине дня. Интересно проанализировать с детьми слова «срубленный», «сруб», «рубилась», пояснить, что города в древности «рубились» из больших деревьев топором, так как не было пил, гвоздей. Такие дома были очень прочными, теплыми, красивыми.

Можно показать детям иллюстрации, изображающие древнюю Москву.

Беседуя о Москве, воспитатель прежде всего рассказывает о Кремле. Если детям средней группы лишь называются слова «Кремль», «Кремлевская стена», «Спасская башня», «Кремлевские куранты» и показываются их изображения, то воспитанникам старшей и подготовительной к школе группы можно прокомментировать отдельные вполне доступные им исторические факты и сведения. Например: «Кремль был построен как крепость, защищающая Москву от врагов. Сначала он был деревянный, а потом его сделали каменным. Кремль есть не только в Москве, а и во многих старых русских городах: Пскове, Туле, Нижнем Новгороде и др. У Московского Кремля 20 башен. Самая знаменитая башня — Спасская..

Всем хорошо известны Кремлевские куранты — самые точные часы в нашей стране. Бой курантов можно услышать рано утром и в полночь по радио.

Башни строились с разных сторон города, через них въезжали торговцы, гости из других стран и городов, выезжали на работу горожане. Обычно на ночь ворота запирались. На башнях находилась охрана города.

Москва быстро росла, и вскоре город «вышел» из Кремля и стал строиться вокруг него».

Дети любят сравнивать фотографии и иллюстрации, изображающие Москву современную и старинную, отмечая своеобразие московской старины. Так у дошкольников развивается интерес к истории московских улиц и памятников.

Воспитатель может рассказать о Спасской башне примерно так:

«Спасская башня — главные ворота Кремля. Кирпичные ворота этой башни были сложены народным умельцем Дмитрием Ермолиным при паре Иване III. В начале XVII века на старом основании Спасской башни возвели нарядный шатер. Ворота

Спасской башни в старину были праздничные: здесь встречали знатных иностранных гостей, отправлялись в поход полки, проходили торжественные процессии.

Первые часы — Кремлевские куранты — были установлены в 1625 году. Их сделал английский мастер X. Геловей. Затем Петр I купил в Голландии новые часы. Часы, которые мы видим на Спасской башне сейчас, были установлены в середине XIX века, а изготовлены они были в России, на фабрике братьев Бутеноп».

Если дети не имеют возможности побывать в Москве и увидеть это воочию, можно показать им картины, иллюстрации или сделать с ними объемные изображения, своеобразные диорамы. Для этого можно использовать строительный материал и картон. По подготовленному воспитателем шаблону дети вырезают Кремлевскую стену и башни, силуэты деревьев, из пластилина лепят Царь-колокол и Царь-пушку. Так дети могут наглядно представить двор Кремля, кремлевские башни, Кремлевскую стену.