Если бы я был деревом

Ершова Вера Алексеевна

«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ДЕРЕВОМ»

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ИССЛЕДОВАНИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

 

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

 

Карточки с изображение деревьев:

- побег;

- «веселое» дерево;

- дерево с гнездом;

- «грустное» дерево;

- большое дерево – «мое» дерево.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

        Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку в лес. Наша группа – это воображаемый лес. Как много в нем разных деревьев! (Каких?) Как легко в нем дышится! Как много от таит загадок! Давайте пойдем сегодня в лес за загадками.

Найдешь загадку – отгадку подавай.

 

(Звучит музыка: пение птиц, журчание ручья)

 

- Здравствуй лес, чудесный лес, полный сказок и чудес.

Давай постоим послушаем, как шумит лес, он нас приветствует, лес рад нашей встрече.

Загадки на каждом шагу, - смотри внимательно, вот валяются шишки, орехи, чьи-то следы, кто-то когтями поцарапал…

Неизвестные следы, неизвестных обитателей леса.

- Вот на поляне растет в траве, незаметно, маленькое деревце, побег (карточка).

- Откуда оно взялось?

Кто бросил сюда семена?

- Но не все семена прорастают, некоторые семена съедают животные, другие погибают от холода, от непригодных условий роста.

Что нужно дереву для роста? (Воздух, вода, солнце)

- А вы похожи на маленькие расточки?

 

(Дети сравнивают себя с маленькими росточками)

 

- Дальше идем, встречаем необыкновенное дерево.

- Что о нем можно рассказать?

- Веселое дерево – здоровое дерево, ему светит солнышко, его поливает дождь, у него не сломаны ветви, у него радостно шумят листочки, у него много друзей. За ним ухаживает лесник, рыхлит землю, подрезает засохшие веточки.

 

(Дети объясняют почему дерево веселое)

 

- На кого из наших детей похоже это дерево?

 

(Этюды на мимику «Весело»)

 

- Посмотрите, вон вдали растет еще дерево. Дерево с гнездом.

- Что в нем интересно?

- Кто там может жить?

- Почему дерево дружит с птицами, животными, грибами?

 

(Речевая гимнастика «Грачи»)

 

Кража, кража – грабят братцы,

Где же стража?

Что украли? два пера. Безобразие с утра!

Мы не брали! Мы не брали!

Крали, брали, крали, брали. Это я.

Грачиный крик перевел на наш язык.

 

- Это грачи строят свои дома на ветках дерева.

- Вот растет другое дерево, но почему оно такое грустное?

- Дерево попало в беду; отломаны ветки, порезана и поцарапана кора на стволе, рядом дорога с большим движением, загрязнен воздух.

 

(Рассказы детей, как помочь дереву)

 

- Давайте сравним нашу кому с корой дерева. кожа защищает наше тело, кора – ствол дерева. Под кожей течет кровь, под корой – сок.

 

К вам на тонкой ножке

Дождик скачет по дорожке,

В лужицах смотри, смотри,

Он пускает пузыри.

 

- Где мы можем укрыться? Вот под большим деревом.

- Оно большое, мудрое, сильное, у него сильный ствол и большая крона. Дерево прожило много лет, много знает, прикроет в жару, укроет от сильного ветра, холода.

- Всем хорошо под кроной дерева и птицами, и зверям, и людям

- Как похоже это дерево на взрослого человека?

- Дерево заботится о побегах, взрослый человек – о детях.

- Закончился дождь, снова светит ласковое солнце, и цветы на полянке раскрыли бутоны.

 

(Речевая гимнастика. Дети раскрывают ладошки, произнося медленно с – с – с.)

 

- Посмотрите дети на это дерево – мое дерево.

- Мы с вами сейчас говорили, как мы похожи на деревья, они растут и мы растем. У дерева есть корни, ни сильные, они уходят глубоко в землю, они держат дерево и через корни в дерево поступает вода и питательные вещества. Корни похожие на наши ноги.

 

        «Если б я был деревом, мои ноги росли и росли все глубже и глубже в землю. Они держали бы меня и искали бы воду, чтобы пить. И мне не нужны были бы ботинки, потому что мои ноги назывались бы корни.»

 

(Дети показывают свои руки, рассматривают кожу рук.)

 

- Посмотрите, ребята, какие сильные ветки, как они высоко тянутся вверх, сколько их много, как они похожи на наши руки?

 

        «Если б я был деревом, мои руки тянулись бы к солнцу и у меня бы росли все новые руки одна за другой. Как это здорово, так высоко тянуться и быть приютом для птиц, чтоб они могли отдохнуть, а если мне повезет, они совьют на мне гнездо. Эти красивые, длинные руки будут называться ветви».

 

(дети тянут вверх руки, слегка покачиваясь)

 

- Ребята, а крона дерева похожа на вашу голову?

- Дерево, как и мы питается, в этом ему помогают почки, потом листочки.

 

        «Если б я был деревом, мои руки покрылись бы почками. Каждую весну мои почки раскрывались и становились бы зелеными и нежными. Внутри каждой делалась еда, а в летний зной они давали бы прохладу и тень. А осенью, когда холодает, они стали бы красными и золотыми. А потом падали бы, танцуя на ветру, потому что это еда – листья. Как это было бы чудесно, если б я мог быть деревом!»

 

        Ребята, мы сегодня провели исследовательскую работу, сравнивая похожи ли мы на деревья. Мы узнали, что все деревья разные, как и мы с вами не похожи друг на друга. Сегодня мы пойдем в парк, вы выберете себе деревце, которое больше всего вам понравится, подойдите к нему, обнимите его, погладьте кору, прижмитесь щекой к шершавой коре, постойте молча минуту, дерево даст вам свою силу, что-то прошепчет на ушко. А потом в детском саду мы с вами нарисуем то дерево, которое вам понравилось. Мы будем ходить на нашу полянку и наблюдать за деревьями, как они меняются во все времена года, и будем расти вместе с ними. А дома вы предложите маме с папой вместе с вами посадить свое деревце, будете ухаживать за ним, заботится о нем, а оно будет отдавать вам свою силу и энергию.