Коррекция речи детей через театрализованную деятельность

Уличева Валентина Николаевна

Театрализованные игры помогают решать многие задач программы детского сада, в том числе большое влияние они оказывают на развитие речи ребенка. Яркое, образное изображение действительности знакомит детей с окружающим миром, побуждает их думать, анализировать довольно сложные ситуации, самим делать выводы и обобщения.

Совершенствование речи тесно связано с умственным развитием. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

Выполняя роль какого-либо персонажа в диалоге ребенок стоит перед необходимостью четко, ясно и понятно изъясняться. У него улучшается произношение, грамматический строй, диалогическая речь, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Естественно, что дети не сразу овладевают умением правильно держать себя на сцене. Они скованы, речь невыразительна. Вся деятельность ребенка должна быть ориентирована на образец. Поэтому сначала взрослый принимает роль участника действий. В процессе общения своим примером взрослый обучает речи, движению, поведению, оказывает помощь детям незаметно, чтобы они не чувствовали смущения. Застенчивых детей привлекают постепенно.

Чтобы дети смогли раскрыть свои потенциальные возможности, научились вести себя непринужденно на сцене, могли передать характер своего персонажа – для этого нужны специальные тренировки на занятиях.

Цель этих занятий – помочь детям овладеть всеми просодическими компонентами речи, интонационной выразительностью.

Коррекцию интонационной стороны начинают с первых дней пребывания детей в логопедической группе. Работа над интонационной выразительностью ведется планомерно. Сначала дети учатся передавать мимикой настроение. Здесь используются игры «Чиполлино», «Угадай настроение», «Узнай по интонации». Работая над речевым дыханием, над развитием силы голоса учат повышать и понижать силу и высоту голоса, передавать звукоподражания животным и птицам. Здесь используют такие игры как «Кто как кричит?», «Говорящее колечко», «Приятный запах», «Тихо-громко», «Эхо», «Дует ветер», «Кто кого?», «Вьюга» и др.

Большое внимание уделяется работе над интонационной выразительностью. Детей учат задавать вопросы и отвечать на них вопросительно-утвердительной интонацией. Игра «Узнай по интонации».

При разучивании коротких стихов и диалогов используются шапочки-маски, пальчиковый театр.

Для развития координации речи с движениями используют считалки и стихи. Для развития мелкой моторики – пальчиковые игры.

Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядочению и согласованию речевой моторики ребенка способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки. Этим и обусловлено применение ручных кукол для устранения речевых нарушений. Уже один вид игрушки вызывает у ребенка интерес, создает непринужденную обстановку, побуждает к речевому общению. Ребенок начинает по-иному относиться к собственной речи. Игрушка помогает ребенку определенным образом говорить и действовать, она отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей.

Ручные куклы позволяют широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий. Кукла становится участником занятия, игровым пособием, она используется и в воспитательных целях. Огромную радость испытывают дети, когда сами начинают управлять куклой.

Куклы служат и наглядным пособием. Их рассматривают, описывают их внешность, одежду, характер, оречевляют действия. С помощью куклы можно также и варьировать требования к речи ребенка и его поведению на занятиях.

При работе с детьми с общим недоразвитием речи необходимо уделять много времени для развития фонематического слуха. И здесь тоже помогают игрушки. Например, для изучения гласных звуков на логопедических занятиях используют сказку «Теремок».

Сказочные образы притягивают внимание детей и тем самым способствуют усвоению программного материала. Поэтому привязка гласных звуков к персонажам сказки «Теремок» сохраняется и поддерживается не только во время изучения гласных звуков на первом этапе, но и в дальнейшем при повторении, закреплении, применении знаний о гласных.

Большое внимание уделяется работе над скороговорками. В работе используются и литературные скороговорки, и фольклорные. Для отработки чистого, четкого произношения скороговорки имеют колоссальное значение. Ведь по правилам скороговорку нужно повторять со слуха, что само по себе представляет определенную трудность. В скороговорках не только подобраны труднопроизносимые звукосочетания, но и постоянная перестановка звуков и созвучий, которые как бы бегут по фразе от начала к концу, повторяя друг друга и в чем-то меняясь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и перевыговоришь».

Чтобы правильно произнести скороговорку, необходимо запомнить место слова с строке и его правильное произношение. Даже совсем простенький стишок: «Пошла Поля полоть в поле» - задает ребенку сложную умственную и речевую задачу. В дошкольном возрасте через скороговорки в игре ребенок усваивает сложнейшие оттенки русского языка. Скороговорки имеют еще и сложный ритм. Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняются ритму. Например, «Птичьи скороговорки» М. Богородицкой используют для автоматизации и дифференциации звуков.

Работу над инсценированием начинают с подготовительных диалогов. На первом этапе детям доступны короткие диалоги в стихах. При инсценировании таких диалогов каждый актер должен знать свой текст наизусть, общается с ним только один партнер. Позже их объем увеличивается, используются диалоги: «В гостях у королевы», «Разговор клоунов», «Длинная шея», «Сорока и медведь» и др.

При разучивании диалогов используются шапочки-маски, костюмы, куклы бибабо.

Игра-драматизация для детей с ОНР первоначально имеет свои особенности. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться.

Подлинным общением игра-драматизация может стать лишь в том случае, если содержание будет не только понятно, но и эмоционально воспринято. Детей необходимо подготовить к изображению персонажей, к правильному произведению и пониманию речевого материала, создать у них эмоциональное отношение к происходящему. Таким образом, проведению игр-драматизаций должна предшествовать серия подготовительных дидактических игр. Такой постепенный подход к драматизации дает очень хорошие результаты. Дети, произнося готовый текст, вступают в общение, действуют эмоционально.

Сказки – это наиболее доступный и близкий по содержанию материал для дошкольного возраста. Сказки имеют наиболее динамичный сюжет, определенную композицию, диалоги, в которых полно раскрываются характеры героев. Все это позволяет дошкольникам справиться с инсценированием сказок.

Содержание сказки становится более понятным детям, если они ее не только прослушают, но и примут участие в обсуждении героев, рассмотрят иллюстрации.

В течение всего периода обучения проводится несколько бесед с родителями о значении театрализованной деятельности в развитии ребенка с речевыми нарушениями, о роли куклы в развитии речи ребенка, его эмоциональной сферы. Дети вместе с родителями посещают театры, родители принимают активное участие в подготовке инсценировок, помогают в изготовлении игрушек, костюмов и декораций. И конечно это самые благодарные зрители, так как они видят своих детей, которые очень изменились.