Воспитатель и профилактика дислалии в дошкольном возрасте.

Тельпова Светлана

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребёнка.

Работа над развитием артикуляционного аппарата, является одной из первостепенных задач, в работе над формированием правильного звукопроизношения.

Выполняя функцию общения ребёнка с взрослыми, речь является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В связи с этим остро встает вопрос необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений, которые являются общей закономерностью аномального развития, т. е. встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии и могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только процессов произношения и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать его социальной адаптации.

   Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

    Нарушения речи многообразны. Они имеют различную степень выраженности, зависят от причины и особенностей развития ребёнка. Чаще всего в детских садах встречаются дети с дефектами речи, которые можно условно разделить на три большие группы.

   Первая группа – фонетические нарушения речи. Они выражаются как в нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

   Вторая группа – фонетико-фонематические нарушения. Для них характерно то, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Поэтому дети недостаточно чётко овладевают анализом звукового состава слова и делают специфические ошибки при чтении и письме, часто – в устной речи при неправильном воспроизведении слогов  в слове (пропуски, перестановки слогов, недоговаривает окончания).

   Третья группа – общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь. Если такому ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью.

   Для успешного овладения навыками письма и чтения необходимо, чтобы у ребёнка был в достаточной степени сформирован ряд речевых и неречевых функций. У дошкольника должен быть сформирован анализ предложения на слова, сформированность лексико-грамматической стороны речи, высокий уровень развития зрительного и слухового анализа и синтеза, внимания, памяти (различных видов), пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных операций вызывает нарушение процесса овладения письмом и чтением.

   Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции. Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

   У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Для того чтобы артикуляционный аппарат у ребенка был достаточно развит, готов к произношению новых звуков и правильной их постановке, необходимо уже в младших группах детского сада проводить ежедневную артикуляционную гимнастику и развитие мелкой моторики пальцев рук.

Предлагаю Вашему внимаю ряд  очень простых, но в тоже время полезных упражнений, для артикуляционной гимнастики.

Упражнения для губ

1. Улыбка-удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка)-вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик-губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор)-зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка – Хоботок-чередование положений губ.

6. Кролик-зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка – Трубочка-вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок-вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают-хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

7. Уточка-вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8. Недовольная лошадка-поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту;

- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат);

- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

 

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок-надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок-втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 

Статические упражнения для языка

1. Птенчики-рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка-рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка-рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало)-рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится)-рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка-рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок-рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник)-рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка-рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели-рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку)-рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов-рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка-рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

7. Лошадка-присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка-рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9. Маляр-рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье-рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки-рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

После выполнения таких упражнений, мышцы артикуляционного аппарата укрепляются, формируется правильная воздушная струя, и ребенок с легкостью будет совершать для себя «маленькие открытия», произнося все больше и больше правильных звуков, а затем слогов, слов, предложений и придумывать удивительные рассказы, покоряя сердца взрослых. Его речь станет связной, понятной, выразительной, что, безусловно, положительно скажется и на общении с взрослыми и сверстниками.