Программа "Природа и Фантазия".

Баталова Татьяна Ивановна

Программа по дополнительной платной образовательной услуги «Природа и фантазия» разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Красота, радость, творчество» Комаровой Т.С., Антоновой А.В., Зацепиной М.Б.

 Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_priroda_i_fantaziya.doc620.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвиненок».

Программа дополнительной платной образовательной услуги

 для детей старшего дошкольного возраста

«Природа и фантазия»

Разработчик: воспитатель

Высшей квалификационной категории

 Баталова Т.И.

г. Нижневартовск.

Паспорт программы.

1

Наименование дополнительной образовательной платной услуги.

Программа дополнительной платной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста

«Природа и фантазия»

2

Основание для разработки программы.

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 23.07. 2013)  

САНПИН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26

Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.89 г.)

Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра»

Программа: Развитие образования города Нижневартовска на 2012 – 2014 гг.

Устав, образовательная программа МБДОУ

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.

3

Заказчик программы.

Родители, педагоги коллектива МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок».

4

Организация-исполнитель.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвиненок»

5

Целевая группа.

Группа воспитанников старшего дошкольного возраста.

6

Составители программы.

Воспитатель Баталова  Т.И.

7

Цель программы.

Цель программы – развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста, воображения, моторики, самостоятельности.

8

Задачи программы.

Задачи программы

  • Познакомить детей с разными видами природного и бросового материала. Упражнять в умении анализировать природный материал как основу поделки.
  • учить приемам: достраивания, изменения, стремления к творчеству.
  • Учить проявлять инициативу в деятельности, способствовать овладению способами действий с природным материалом, в выполнении и достижении результата;
  • учить рассказывать о выполнении или выполненном действии, составлять диалог с взрослыми, сверстниками по поводу содержания практического действия;
  • формировать умение проявлять коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.

9

Ожидаемый результат.

Ожидаемые результаты:

  • дети должны овладеть различными приемами изготовления поделок из природного и бросового материала;
  • принимать участие в выставках, конкурсах;
  • соблюдать технику безопасности и культуру труда.

10

Срок реализации программы.

1 год

Пояснительная записка. 

Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.   

Дети старшего дошкольного возраста   активно осваивают навыки выполнения поделок из природного материала. Создавая образы, дети отображают их структурно, выражают свое отношение к ним, передают их характер. Необходимо научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать образ.

Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность и представления из собственной жизни, сказок, фильмов.  У детей расширяется общий кругозор и интеллектуальные возможности, складываются предпосылки для развития творческого и логического мышления, у детей тренируются внимание, память, восприятие, формируются представления об окружающем мире путем гармоничного развития эмоционально-чувствительной сферы.

  Воспитывается самостоятельность, творческая инициатива, воображение, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей; развиваются способности к моделированию и конструированию. 

Цель программы: развитие творческого мышления, овладение детьми произвольностью (умением ставить цель и добиваться ее), определение собственной задачи и способов ее решения. Формирование навыков учебной деятельности; подготовка к обучению в школе.

Задачи программы:

  • Учить на основе анализа образа находить конструктивные решения перевоплощения образа в предмет.
  • Учить подбирать необходимый соединяющий материал, элементы декора, стремиться к творчеству;
  • Учить проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата.
  • Учить рассказывать о выполнении или выполненном действии, составлять диалог с взрослыми, сверстниками по поводу содержания практического действия.
  • Формировать умение проявлять коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются:

  • Практические (подражательные, конструктивные, творческие упражнения; выполнение складывания модели);
  • Наглядные (показ выполнения последовательности действий, использование пооперационных карт);
  • Словесные (беседа, рассказ, сказка, объяснение и т.д);
  • Игровые (элемент соревновательности, создание игровых проблемных ситуаций)

Следует отметить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Ожидаемые результаты:

  •  Умение, анализировать природный материал как основу будущей поделки;
  • Освоение основных приемов построения образов способами «опредмечивания», достраивания, убирания лишнего, изменения пространственного расположения;
  • Умение выбирать материал для соединения, украшения, декорирования поделки;
  • Выполнять поделки по образцу и самостоятельному замыслу, проявляя творческое решение.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа дополнительной образовательной услуги «Природа и фантазия» разрабатывалась для детей старшего дошкольного возраста.

Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 12 человек.

Дополнительную платную образовательную услугу посещают воспитанники старшего дошкольного возраста по запросам родителей.

Занятия проводятся 8 раз в месяц.

Учебный план.

Временной период

Количество занятий

(длительность занятия 30 мин.)

В неделю

2

В месяц

8

В год

72

Мониторинг освоения программного материала.

Низкий уровень освоения программы – беспомощность во всех компонентах трудового процесса. Отказ от деятельности. Результат не получен. Необходимость прямой помощи взрослого. Результат труда низкого качества. 

Средний уровень освоения программы - самостоятельность в деятельности продуктивного характера. Качество результата высокое. Недостаточные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла. Требуются советы, указания, включение взрослого, замысел частично реализован.    

Высокий уровень освоения программы хорошо развиты трудовые умения. Полная самостоятельность. Освоение позиции субъекта. Результат высокого качества, оригинален, с элементами новизны. 

Мониторинг освоения детьми программного материала помогает педагогу определить уровень детской умелости, показывает, на что следует обратить внимание в работе с детьми.


Календарно -  тематическое планирование

Неделя

Тема

Программное содержание

Октябрь

1

«Составление осенних букетов на коряге».

Формировать умение создавать декоративную композицию, развивать творческое воображение.

2

«Панно на круге».

Формировать умение создавать декоративную композицию из цветов и листьев.

3

«Порхающие бабочки».

Формировать умение изготавливать игрушку бабочку, подбирать декорирующий материал (макароны, горох, рис).

Развивать творческое воображение.

4

«Лесовичок на полянке»

Формировать умение использовать различный природный материал. Способствовать развитию памяти, творческого мышления, умения работать с бумагой. Воспитывать интерес к деятельности.

5

«Птицы».

Формировать умение пользоваться новым приемом соединения деталей проволокой, способствовать развитию творческого   мышления, воображения.

6

«Кошечка» игра-конструирование.

Формировать умение детей отбирать палочки нужного цвета по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа.

Развивать воображение, зрительный глазомер.

7

«Лисичка-сестричка».

Закрепить умение последовательного изготовления игрушки использовать в работе сухие листья. Развивать самостоятельность.

8

«Панно на доске»

Учить делать декоративное панно из сухих листьев и цветов.  Развивать пространственное воображение, творческое мышление.

Ноябрь

9

«Кулон и бусы».

Развивать умение использовать в работе декоративный материал.

Развивать мелкую моторику кистей рук, воображение, внимание, творчество.

10

«Божья коровка».

Развивать умение изготавливать поделки из бросового материала.

Упражнять в умении работать с разнообразным материалом.

11

«Собачка» игра-конструирование.

Формировать умение детей распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер.

12

«Ежи»

Учить мастерить игрушки из бросового и природного материала. Развивать мелкую моторику кистей рук, воображение, внимание, творчество.

13

«Красивые астры».

Формировать умение детей выполнять поделку из сухих лепестков.

Развивать мелкую моторику кистей рук, воображение, внимание, творчество.

14

«Красивые рыбки»

Учить выполнять рыбку из пуговиц, пластиковых обрезок, фольги.

Развивать самостоятельность и воображение.

15

«Веселый поезд».

Учить приклеивать вагончики из бросового материала. Развивать образное мышление.

16

«Царевна лягушка»

Учить составлять композицию по сказке из бросового материала.

Декабрь

17

«Снеговик».

Развивать умение использовать в работе разные фигурки из макаронных изделий.

Развивать образное мышление.

18

«Елка для зверушек»

Выполнять поделку с применением природного и бросового материала. Развивать образное мышление.

19

«Морозные узоры»

Учить новым способам рисования свечой и красками.

Развивать творческие проявления.

20

«Метель».

Воспитывать инициативность и самостоятельность детей.

21

«Дом и мебель для матрешки» игра-конструирование.

Учить детей отбирать палочки нужного цвета, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер.

22

«Гномики».

Учить использовать в работе бросовый материал.

Развивать творческое воображение

23

Рисуем цветными палочками на пластилиновой основе.

Развивать художественные способности детей (уметь воплощать свой замысел в рисунке, уметь выбирать средства необходимые для этого). Учить детей отбирать палочки нужного цвета, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать ориентацию детей в пространстве («слева», «справа», «вверху», «внизу»), воображение, зрительный глазомер.

24

По замыслу.

Учить самостоятельно, придумывать тему. Использовать полученные ранее умения.

Январь

25

«Сюжетная композиция».

Формировать умение выполнять поделки из природного материала.

Развивать творческое воображение

26

«Построй дом».

Развивать творческое мышление, самостоятельность при выборе материала.

27

«Белочка и ежик идут на день рождения»

Учить составлять сказочную композицию из природного материала. Развивать творческие способности и самостоятельность.

28

«Северные олени».

Учить выполнять поделки по образцу.

Февраль

29

«Снегурочка»

Учить составлять сказочную композицию из природного материала.

Упражнять в умении использовать в работе крупу, макароны, пластилин.

30

«Снегопад»

Учить использовать в оформлении композиции природный материал.

Развивать творческое воображение

31

«Деревья в инеи»

Учить использовать в работе пенопласт, вату, блестки.

32

«Сундучок»

Учить использовать в оформлении пуговицы, монетки.

33

«Зоопарк».

Учить подбирать палочки в соответствии цвета и длины. Рисовать на пластилине.

34

«Матрешка»

Закрепить умение создавать элементы узора из бросового материала (макароны, семена, крупа)

Развивать моторику, аккуратность, внимание, самостоятельность, образное, творческое мышление.

35

«Синичка»

Учить элементом аппликации в сочетании с мозаикой из пластины и бусинок. Развивать творческие способности.

36

«Солнышко»

Продолжать развивать творческое мышление, аккуратность, воображение.

Март

37

«Открытка к празднику»

Закрепить умение создавать элементы узора из бросового материала (макароны, семена, крупа)

Развивать моторику, аккуратность, внимание, самостоятельность, образное, творческое мышление.

38

«Проводы русской зимы»

Учить элементом аппликации в сочетании с мозаикой из пластины и бусинок. Развивать творческие способности.

39

«Сердечко ко дню святого Валентина»

Продолжать развивать творческое мышление.

40

«Деревья в сугробах»

Учить использовать элементы оформления работы из крупы (рис, манка, макароны)

41

«Капель»

Закрепить умение использовать в оформлении бросовый материал.

42

«Жучок»

Учить использовать в работе бросовый материал, пластилин, пуговки, проволоку.

43

«Пчелки»

Учить использовать в работе бросовый материал

(киндеры, пластилин, пуговки, проволоку)

44

«Перелетные птички»

Создавать аппликацию из элементов бумажной и пластилиновой мозаики, использовать в работе декоративный материал.

Апрель

45

«Открытка к 8 марта»

Создавать аппликацию из элементов бумажной и пластилиновой мозаики, использовать в работе декоративный материал.

46

«Цветы для мамочки»

 Учить использовать элементы засушенных листьев и лепестков. Развивать внимание, творчество.

47

«Подснежник на декоративной подставке»

1 занятие

Использовать в работе пластилин, бусинки, диски, крупу. Развивать моторику и творческое воображение.

48

«Подснежник на декоративной подставке»

2 занятие

Использовать в работе пластилин, крупу, бусинки. Развивать самостоятельность.

49

«Тюльпаны»

Использовать в работе элементы оригами. Оформить работу бусинками, пуговками, крупой. Развивать самостоятельность, аккуратность, творческие способности.

50

«Первоцветы»

Учить использовать в работе вату, гуашь, пластилин, макароны. развивать воображение, самостоятельность.

51

«Цветущая весна»

 Использовать в работе бросовый материал, учить самостоятельно, придумывать аппликации. Использовать фасоль, рис, макароны, сухие веточки.

52

«Гнездование птиц»

Использовать в работе бросовый материал, учить самостоятельно, придумывать аппликации. Использовать фасоль, рис, макароны, сухие веточки.

Май

53

«Радуга на небе»

Использовать в работе пластилин, элементы бумажной мозаики, вату. развивать творческие способности.

54

«Цветущая верба»

Использовать в работе пластилин, элементы бумажной мозаики, вату. развивать творческие способности.

55/56

«Лебеди на озере»

2 занятия

Использовать в работе пластилин, элементы бумажной мозаики, вату, бросовый материал, учить самостоятельно, придумывать аппликации. Развивать творческие способности.

57

«Одуванчики»

Развивать умение работать с ватой, бумагой, гуашью. Побуждать в самостоятельности, придумыванию новых элементов изготовления первоцветов.

58

«Насекомые»

Учить работать с бросовым материалом, способствовать развитию творческих способностей, внимания, памяти, моторики.

59

«Березка белая под моим окном»

Учить отражать красоту весеннего пейзажа. Использовать в работе разнообразные приемы изображения красоты берез. Развивать моторику, образное мышление, аккуратность.

60

Оформление выставки детских работ


Литература.

  1. Е.А. Мартынова. Художественно-творческая деятельность. 2008г.
  2. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду, под ред. З.А. Михайловой, Спб., 2000г.
  3. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», Спб., 2000г.
  4. Г.И. Перевертень. Поделки из шишек. Москва. 2004г.
  5. А.А.Анистратова. Поделки из природного материала. Москва 2008г.
  6. Паршина Л.А. Современная технология развития умственных и творческих способностей детей.  Сборник ВОИПКРО.