Развитие связной речи на дошкольном логопункте.

Беляева Елена Николаевна
Развитие связной речи детей — одна из главных задач дошкольного образования.
Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. На дошкольном логопункте развитие связной речи актуально для всех воспитанников, но особенно важно формирование связной речи для детей с ОНР. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога. За последние 5 лет количество зачисленных детей с ОНР на логопункт нашего МБДОУ только увеличивалось, что вызывало особые трудности в коррекционной работе. Связная речь у детей с ОНР формируется с трудом. Необходима систематическая коррекционная работа логопеда, которую в условиях логопункта проводить не просто, т.к. логопедические занятия не входят в сетку. Поэтому данный вид работы проводится комплексно - на индивидуальных, подгрупповых, занятиях в микрогруппе и на дополнительных консультациях. Родителям даются рекомендации и материал по развитию речи, проводится консультирование сотрудников ДОУ. Технология формирования связной речи на логопункте МБДОУ № 13 реализуется посредством применения методики формирования связной речи Т.А.Ткаченко, методики линейно-сюжетного рассказа Л.Н. Ефименковой, так же применяются пересказы текстов цепной организации Воробьевой В. К. Так же на логопункте используются пособия по развитию связной речи Бардышевой Т.Ю., Арбековой Н.Е., Баскакиной И.В., Гомзяк О.С. Работа с детьми начинается с понятия о слове, далее путем практических упражнений, дети подводятся к пониманию связи слов в предложении. Основная цель коррекционной работы – обучение полному, последовательному изложению мысли, обеспечивающее формирование коммуникативных навыков и способностей воспитанников. На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы: - составление описательного рассказа с опорой на схему; - пересказ рассказов и сказок рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры; - рассказы по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом - рассказы по сюжетной карти¬не с образцом-рассказом логопеда и без него; - придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, - драматизизация прочитанного (услышанного) - составление рассказа из коллективного и личного опыта; - составление рассказа на заданную тему. - работа над рассказом со скрытым смыслом. Успешному обучению связной речи способствует комплексный подход, при котором обеспечивается сочетание задач обучению рассказывания с лексическими, грамматическими темами и воспитанием звуковой культуры речи. Работа проводится как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальном занятии по коррекции звукопроизношения, где звук автоматизируется на материале рассказов, сказок, описаний и пр. Обучение ребенка рассказыванию формируется поэтапно, по следующей схеме:                                
Составление рассказов по наблюдае¬мым действиям.  Составление рассказов по серии сюжетных картин.  Составление рассказов по прослу¬шанному тексту и картине.  Составление рассказов по одной сю¬жетной картине  Составление рассказов по памяти  Составление рассказов по символам.  Составление рассказов по схемам.  Составление рассказов по опорным предметным картинкам.
Дети учатся не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно соста¬влять разнообразные рассказы повествова¬тельного, описательного, объяснительного и творческого характера. Хорошим подспорьем в формировании связной речи является мнемотехника - это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. Содержание мнемотаблицы - графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего начальная, «пусковая» эффективная работа. Параллельно с этой работой подобраны речевые игры, картинный материал, речевой материал, настольные и пальчиковые театры, которые помогают детям научиться связно выражать свои мысли, развивать образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру. Таким образом, в процессе целенаправленного обучения воспитанники, посещающие логопункт, постепенно овладевают необходимыми речевы¬ми умениями и навыками для составления переска¬зов и самостоятельных монологических высказыва¬ний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.