Портфолио дошкольника -инструмент развития ребенка

Виговская Светлана Николаевна

                                  

                                                                    Портфолио дошкольника-инструмент развития ребенка

 

 

                                                                                                                                «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

                                                                                                                                    рисунка, фантазии, творчества»

                                                                                                                                                                                               В.А.Сухомлинский

 

 

Прежде,  чем понять, что такое портфолио ребенка — дошкольника, нужно  определиться с понятием «портфолио» вообще. Итак: что такое портфолио ?  Что означает это слово? Откуда оно к нам пришло?  Портфоио пришло из Западной Европы XV-XVI в. В эпоху Возрождения архитекторы представляли наброски своих проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Идея использовать портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США.Чаще всего понятие  «портфолио» встречается, когда речь идет о деятелях искусства,  представителях модельного бизнеса и т.п. Под этим подразумевается папка  или портфель (от слова портфолио), которая содержит в себе информацию об ее обладателе.

Таким образом, можно сказать, что портфолио – это копилка основных достижений и успехов его автора за определенный момент.

Часто ребёнку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения со взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальный статус каждого ребенка.

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, копилка его положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать,

систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.

Основную функцию, которое выполняет портфолио – это заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь или не умеешь.

Для чего же и кому нужно это портфолио? Прежде всего, оно необходимо самому ребенку, для прослеживания динамики своих достижений. Также сбор материала для портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии.

  
  
    

Работая над составлением портфолио, родители и ребенок не только поддерживают постоянный интерес к учебно-познавательной деятельности. Вместе с этим они приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, возможно, пригодится им уже в начальной школе, а в среднем звене будет просто необходим. И если портфолио старшеклассника — необходимый элемент для поступления в вуз, то портфолио дошкольника вполне может стать весомым аргументом при поступлении в учебные заведения, где прием первоклассников производится на конкурсной основе.
Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребенок — родители». А работа над его составлением — интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.