Логоритмика в дошкольном образовательном учреждении

Кругликова Елена Вениаминовна

 В период глубоких социально- экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает в систеиа образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов а образовании.

Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.

Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития в образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни(XIX -XX вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой инновационной экспериментальной деятельностью образовательных учереждений.

Термин "инновация" появился исследованиях культурологов XIX в. и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отнашений. Развивается она как отражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг, идей в основные сферы человеческой активности.

Результаты анализа современной научной литературы свидетельствует, что условием развития творческого потенциала педагогов является инновационная деятельность. Подобная деятельность нацеливает на непосредственное и активное участие каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Мы не отрицаем, что инновационная педагогическая деятельность имеет место в жизне дошкольных образовательных учреждений. Однако не все имеющиеся подходы к организации методической работы соориентированы в прцесс обновления дошкольного образования.

В современных условиях инновационный процесс должен отражать в себе формирование и развитие содержания, и организацию нового. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие образовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важно профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Процесс обновления образования, его модернизация организуется людьми, следовательно, его проектирования, запуск и поддержка будут тем эффективнее, в какой мере организаторы данной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

Проводя диагностику детей, было отмечено, что страдает ритмическая грамотность детей, двигательная активность, слуховое внимание, что в наш век компьютеризации не удивительно. Исследовав литературу, мы пришли к выводу необходимости комплексного подхода в развитии ритмики детей. В нашем саду успешно внедряется проект логоритмической гимнастики.

По советам физиологов и психологов такая практика рекомендована для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Мы начали применять ритмическую гимнастику с детьми 5-6 летнего возраста. Длительность занятия составляет на данный момент 2 года.

Логоритмика применяется нами на утренней гимнастике, непосредственно в образовательной деятельности, в свободной деятельности детей. Причем, исползуются не првычные всем физминутки,а музыкальные этюды с движениями. Некоторые из этих этюдов уже содержат слова, подсказывающие движения детям, а другие лишь задают ритм и скорость, а движения могут быть разными по показу воспитателя и детей. Хороший отклик находит применение детских песен из мультфильмов, детских фильмов, а также современных детских песен. Таково рода движения интересны детям, побуждают к вообоажению, повышают настроение и укрепляют организм ребенка. Ведь многие музыкально-словесные упражнения рассчитаны на дыхание и плановое движение частями тела.

Мимика тесно связана с артикуляцией. Стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоци, тем самым способствуем развитию у него не только мимической, но иартикуляционной моторики.

Игры с пением помогают успешно отрабатывать координацию пения движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения.

Кроме физической пользы у данных игр есть еще и речевое развитие. Ведь проговаривая слова в определенном ритме, в движении ребенок учиться дышать и говорить одновременно. А постепенном изменение ритма движений непроизвольно учит и  темпу речи.

Данный вид деятельности детей хорошо отражается на психоэмоциональном состоянии ребенка. В наш век гиподинами и двигательная активность детей может быть улучшена таким образом - и поиграли, и выучили слова песни или стихотворения, и здоровья укрепили.

Систематически вводя элементы логоритмики в повседневной деятельности, мы убедились, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах.Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка. Музыкальные занятия с элементами логоритмики стали продуктивнее, проходят на более высоком эмоциональном уровне. Дети ждут из с радостью, активно вклбчаются в игровые действия речевых упражнений.

В результате сочетания слова, музыка и движения дети стали более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее, а так же заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки.

С помощью логоритмики можно в доступной и интересной для дошкольников форме развить у детей общие роечевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность и т.д. В ходе музыкально-дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Логоритмика содейтвует эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого детства в мир музыки, учить эмоциональной отзывчивости, привевать любовь к прекрасному, развивать тем самым художественный вкус.