Главные вкладки

    Технология опыта на тему: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"

    Белашова Татьяна Анатольевна

    Технология опыта

    Целью данного опыта является научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми 

    Задачи:

    -изучить теорию и практику по выявленной проблеме;

    - создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;

    - создать предметно - развивающую среду (использование нетрадиционных форм);

    -определить необходимые условия для развития общности «дети -  родители- педагоги» на принципах открытости, диалога, гуманности;

    -создать информационный банк по вопросам организации партнерства образовательного учреждения и семьи;

    -диагностика родителей (использование беседы, анкетирование);

    - подобрать игры для детей в адаптационный период;

    - разработать рекомендации для родителей   детей раннего возраста, поступающих в детский сад;

     Считаю, что   для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующие:

    Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

    Работа с родителями, которую желательно начинать еще до поступления ребенка в детский сад.

    Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок -  ребенок» и обязательно  включающей  игры  и  упражнения.

    Организация образовательного процесса

    Организация адаптационного периода основана на использовании следующих способов включения детей и родителей:

    В группе раннего возраста педагог   создает условия для успешной адаптации детей; Осуществляются   подбор игр в период адаптации; Организует работу с родителями.

      Одним из важнейших условий получения достоверных результатов являлось установление эмоционального контакта и взаимопонимания между взрослым и детьми.  В первую очередь уделяется внимание раздевалке. Там для детей готовятся: «полочка для любимых игрушек», где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома; веселые, детские панно;

    мини - игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их; подвески, которые помогают зрительно «снизить» потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.

    В групповом помещении все зоны оформлены так, чтобы группа стала более уютной, домашней и привлекательной для детей.

    Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному. Наконец, воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

    При отработке системы управления процессом адаптации используются следующие варианты адаптационного воздействия, зависящие от степени активности воспитанников: усвоение и подчинение распорядку дня; обновление развивающей среды, при которой  используются  нешаблонные  формы  и  методы её «привлекательности»; создание  устойчивых ритуалов, традиций  как факторов  ускорения приспособляемости  ребенка. Содержание работы с детьми раннего возраста планируемого результата развития определяет Программа «Детство» и   практическое пособие «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Л.В. Белкиной. которая подверглась корректировке в соответствии с поставленными целями и задачами, которая состоит из серии специально организованных развивающих игр, составленных с учетом уровня развития детей, их индивидуальных и возрастных особенностей. Наряду с тем был составлен план адаптационных мероприятий на    весь учебный год, который предусматривал включение игр и упражнений для   формирования у детей положительного отношения ко всем процессам, формирования потребности в общении со взрослыми и детьми, развитие различных умений, соответствующих возрастным возможностям.

    -наблюдения за поведением детей;

    -беседы с родителями;

    -опрос анкетирование родителей «Ваш ребенок дома. Какой он?»;

    -элементы телесной терапии;

    - засыпание с любимой мягкой игрушкой;

    -подвешивание над кроваткой возбудимого ребенка мешочка с успокаивающими сборами трав;

    -рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном, игровые методы взаимодействия с ребенком;

    - создание положительных установок на предстоящие режимные процессы;

    - близкое знакомство с семьей, рассматривание семейных альбомов в группе;

    -приглашение семей в группу.

     - развивающие игры;

    Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

    Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта. 

    Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

    В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.

    Поэтому работу с родителями начинаю еще до поступления ребенка в детский сад. Моя первая задача успокоить прежде всего взрослых.  Для этого я провожу с ними беседу и показываю видео фильм адаптация малышей, что бы они наглядно увидели, чем будет заниматься их ребёнок в яслях, потом я приглашаю их осмотреть групповые помещения, показываю шкафчики, кровать, игрушки, рассказываю, чем ребенок будет заниматься, во что играть, знакомлю с режимом дня.  И вместе с родителями обсуждаем, как облегчить период адаптации.  Затем   провожу анкетирование родителей, чтоб узнать об их ребенке как можно больше. Считаю, что в свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, приминать к сведению мои консультации, наблюдения и пожелания. Ведь, если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими  родителями  и  воспитателями,  он гораздо  быстрее  адаптируется  в  новой  обстановке.

    Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяю психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:

    - Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

    - Нервно психическое развитие;

    - Черты личности;

    С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в   которой фиксируются ответы родителей во время беседы.

    Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей.

    У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим. Затем предлагаю   постепенно приучать ребенка к детскому саду.  Для этого я рекомендую родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку -  так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, что мамы и папы приходят за  детьми,  как  они радостно  встречаются.

    На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации. Во-первых, в коридорах и ДОУ находятся информационные стенды, на которых расположена информация по адаптационному периоду в группе раннего возраста; в раздевалке на стенде помещены консультации для родителей по адаптации детей раннего возраста

    Во - вторых проводится собрание для родителей, которые проводят заведующая, старший воспитатель и старшая медсестра

    Главные задачи:

    - установление единства в воспитании детей;

    - педагогическое и медицинское просвещение родителей;

    - ознакомление родителей с жизнью и работой детского учреждения.

    - помочь семье воспитать гармонически развитого человека. Мы проанализировали особенности семьи и семейного воспитания наших детей, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

    Активные формы и методы работы с родителями. Один из важнейших моментов взаимодействия семьи и детского сада связан с периодом адаптации. Успешность протекания адаптации зависит от подготовки взрослых и ребенка.

    Сотрудничество воспитателей и родителей начинается до поступления ребенка в ДОУ, со сбора первичных сведений о нем и его семье, приглашая родителей на консультацию «Как подготовить ребенка к поступлению в ясли»;

    • Памятка для родителей «Проблемы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

    • Анкета для родителей

    (Беседы с родителями; общение со сверстниками; отношение ребенка к посторонним взрослым)

    Родительские собрания по теме:

    • «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению»

    • «Расти здоровым малыш»

    • «Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов»

    • «Как развивать речь малыша»

    • «Игры и игрушки»

    • «Кризис 3-х лет»

    Консультации:

    «Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду»;

    «Адаптация детей раннего возраста»; «Характеристика развития детей, и организация их жизни»;

    «Культурно - гигиенические навыки детей раннего возраста»; «Обучение восприятию цвета детей»;

    «Сенсорное воспитание ребенка»;

    «Как развивать речь малыша»;

     «Капризы и упрямство»; «Здоровье всему голова»; «Как приучить ребёнка к самостоятельности»; «Зимние травмы»; «Игры и игрушки»; «Игрушка в жизни ребёнка»; «Игры с детьми раннего возраста»; «Основные показатели развития детей 3-х лет» и др.

    Рекомендации:

    «Воспитание гиперактивных детей»; «Стеснительные и замкнутые»; «Необходимо ли наказание?»; «Детство с кулаками».

    Советы:

    «Как играть с малышом»;

    «Игры для развития восприятия»; «Не жалейте времени на уроки улицы»; «Если ребёнок плохо говорит» ; «Игры для развития восприятия»; «Семь родительских заблуждений о морозной погоде».

    Из опыта работы:

    родители делятся своим опытом воспитания.

    Наглядно – информационное направление

    Наглядно–информационное направление включает в себя:

    - информационные стенды: визитная карточка, режим дня, наши занятия, практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания

    - фотомонтажи: «Из жизни группы», эта форма работы является востребованной.

    - фотовыставки: «Моя мама - лучше всех», «Самый лучший папа мой», «Пригласительный билет в мир игры», «Легко нам жить на солнечной планете, когда шагают с нами наши дети» и др.

    - папки-передвижки: «Адаптационный период», «В здоровом теле – здоровый дух», «Детские болезни От А до Я», «Осторожно, дети!», «Советы доктора Градусника», «Раз, два, три, четыре, пять я пошёл играть», «Вопрос-Ответ», «Дорога и мы», «Не болейка», «Дети 2-х лет», «Слово-серебро, молчание-золото», «Необходимые советы для родителей», «Одежда и питание», «Адаптация детей» и др.

    Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

    Досуговое направление

    Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Сценарии праздников и развлечений разрабатывали совместно с музыкальным руководителем. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Традиционным в группе является праздники, «Осенний праздник», «Новогодняя ёлочка», «Мамин праздник» вместе с мамами, «И стали мы на год взрослей» «Живой интерес и даже удивление родителей вызвала фотосессия детей группы - «Осень золотая»; «Зимушка-зима»; «Весна-красна» «Как мы играем»

    Очень хорошо, когда под рукой   фотоаппарат, ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Родители приводят в детский сад самое дорогое, что у них есть – своих детей. И задача воспитателя сделать так, чтобы их богатство было в надежных руках. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешиваем яркое объявление. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем благодарственные письма для родителей, принимающих активное участие в жизни группы. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, помощь в уборке листьев на участке, изготовление родителями вместе с детьми кормушек для птиц, изготовление выносного материала, постройка красивого теремка на участке, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями. В зависимости от плана работы, сообща обговариваем каждое мероприятие, решаем проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:

    • родители стали активными участниками встреч и первыми помощниками воспитателя;

    • создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей;

    • родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.

    Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков.

    Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместной работе. Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Для этого я предлагаю родителям заполнить анкету в свою очередь заполняется лист педагогической адаптации

    Большое значение процессу привыкания к детскому саду придаю созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.  Для этого стараюсь сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.  Поэтому я создаю атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.  Наблюдения показали, что если ребенок почувствует с первых дней это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

    Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов, «Ребенок-  взрослый» и «Ребенок -  ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения   значительно ускоряет процесс привыкая ребенка к детскому саду. Основная задача игр в этот период -  формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.  Ребенок должен   увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой   интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.  Первые игры провожу фронтальные, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

     Инициатором игры всегда выступаю я.  Игры выбираю с учетом возможностей детей, места проведения .Чтобы успешно прошла адаптация, использую стихи, песенки, потешки.  Во время укладывания, обязательно напеваю колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями. В нашей группе предлагаю специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания: хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;

    затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего» и др.

    -подбираю игрушки-забавы, куклы Бибабо.

    Часто провожу игру «Солнышко», которая позволяет получить от других «психологические поглаживания», столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому провожу ее в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей.

    Игра начинается с того, что педагог переключает детское внимание на ребенка словами: «Посмотрите, что-то наш (имя) совсем замерз. Давайте поиграем в игру «Солнышко» и согреем его все вместе!»

    Все дети усаживаются в круг, а в центр ставится названный ребенок. Все получают по одному цветному карандашу – лучику солнца. Его дарят «озябшему» с добрыми словами о том, что каждому нравится в нем. Тот, кого «согревают», должен не забыть сказать «спасибо». Во время игры «согреваемый» ребенок обязательно должен смотреть на говорящего.

    Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание и картина психологии доверия будет достаточно полной.