Тренинг для педагогов "Синдром эмоционального выгорания, естественные способы саморегуляции эмоционального состояния"

Игнатьева Наталья Борисовна

Цель: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния.
1 этап: Начало работы.
Задачи: вхождение в атмосферу группы; создание позитивного
настроя на работу.
Материал: мягкая игрушка.
Описание: «Имена-качества», обмен чувствами.
Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2—3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».
Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом ведущий должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством участника.

2 Следующую игру проведём с банковскими резинками.

   Наденьте резинку на большой палец руки, с тыльной стороны перекрутите её один раз и оденьте на мизинец. Установка – наденьте резинку подальше, чтобы не упала. Ваша задача снять резинку без помощи второй руки.

Вывод:  данная игра наглядно нам показывает, что в жизни возникает множество внештатных ситуаций или проблем. Каждый из нас пытается самостоятельно решить их (в данной ситуации – снять резинку) у каждого способ свой.  Кто-то начинает трясти рукой, снимает резинку зубами и т.д. Существует множество способов, но есть самый элементарный выход – попросить соседа. Порой бывает так, что самостоятельно решить свою проблему очень трудно, и поэтому не бойтесь просить о помощи.

3Мини-лекция.
«Профессиональная деятельность занимает особое место среди различных видов социальной деятельности и занимает более 2/3 сознательной жизни человека. Очевидно, что процесс профессионального становления является одним из наиболее важных направлений профдеятельности.

По мнению большинства авторов, профессионалом можно назвать такого человека, который овладел нормами профдеятельности и осуществляет их на высоком уровне. Однако воздействие профессии на личность может носить и обратный характер: распространение профпривычек, стереотипов поведения неблагоприятно влияют на работу, отношения в быту, дружеское общение. Подобные примеры являются профдеформацией личности (отрицательное влияние профессии на психологические характеристики человека). Одним из проявлений профдеформации является феномен «эмоционального выгорания», свойственный для профессионалов, работающих с людьми»
Основными симптомами эмоционального выгорания Ю.А. Юдчиц считает следующие:

- усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);

- психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);

- бессонница;

-негативное отношение к воспитанникам (после имевших место позитивных

взаимоотношений);

-отрицательная настроенность к выполняемой деятельности; стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действии, ригидность мыслительных операции;

- агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и воспитанникам);

-функциональное, негативное отношение к себе;

- тревожные состояния;

-пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий;

- чувство вины.

4 Мозговой штурм. Задачи: вспомнить способы снятия напряжения; предложить новые эффективные способы регуляции эмоционального состояния.
Описание: Участники вспоминают естественные способы снятия нервно-психического напряжения
Ведущий предлагает вспомнить или придумать новые способы. Возможные варианты:

1.Скомкать газету и выбросить ее.

2.Газету порвать на мелкие кусочки и выбросить.

3.Покричать то громко, то тихо.

4.Громко спеть любимую песню.

5.Смотреть на горящую свечу.

6.Вдохнуть глубоко до 10 раз.

7.Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

5 Упражнение «Прощай, напряжение».
Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше».
Анализ:
— Как вы себя чувствуете?

1.Расстались ли вы со своим напряжением?

2.Ощущения до и после упражнения.

6 Рефлексия.
Материал: мягкая игрушка
Задачи: осознание темы; сплочение группы.
Описание: Участников круга просят ответить на вопросы по итогу занятия:

1.Что для меня было важно?

2.Что было трудно?

3.Что понравилось?

Чтобы использовать способы для саморегуляции:

1.специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации;

2.делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

3.зрительные образы, события (что вы видите: облака, цветы, лес);

4.слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчанье ручья, шум дождя, музыку);

5.ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

При ощущении напряженности, усталости:

1.сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;

2.дышите медленно и глубоко;

3.вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;

4.проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;

5.побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

6.откройте глаза и вернитесь к работе.