Советы родителям

Сидоренко Татьяна Владимировна

Как организовать логопедические занятия дома, зачем ребенку нужно читать, принципы работы с демими, речевое развитие ребенка и др. советы родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как организовать логопедические  занятия дома

        Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

        Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  • Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

        Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

        Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.

        Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

        Советы логопеда

        Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

  • игры на развитие мелкой моторики,
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
  • игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
  • игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут

        Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

        Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

        «Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

        Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

        Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

        Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

        Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!



Предварительный просмотр:

Советы для родителей

«Умейте любить, но не безоглядно,

умейте ласкать, но не заласкивайте»

•  Радуйтесь вашему ребенку. Принимайте его таким, какой он есть.

Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.

•  Ободряйте, хвалите ребенка при малейшей удаче. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он бы мог рассказывать.

Покажите ребенку «Мир вокруг»:

  • не оставьте без внимания необычные явления природы -
    вьюга, иней, гололед, поземка,
  • помогите полюбить родную природу      деревья, птиц,
    полюбуйтесь снегирями, синицами, позаботьтесь о них.

Разговаривая с ребенком, будьте с ним «здесь и сейчас». Говорите медленно, будьте терпеливы и доброжелательны.

Ежедневно занимайтесь с ребенком дома.

 «Ребенок учится родному языку

подражая, слушая, наблюдая и

трогая руками»

•        В атмосфере спокойствия, безопасности    и   любви    возникает
больше возможностей и поводов для бесед.

    Разговаривая с ребенком, Вы вносите ясность в его впечатления, уточняете значения слов. Детские вопросы подсказывают Вам, что ребенок открыт для общения.

  • Ребенок  успешнее   всего  усваивает язык    в    тот    момент,    когда    Вы слушаете    его,    общаетесь    с    ним, разговариваете.
  • Предоставьте      ребенку      широкие возможности   пользоваться  каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на   вкус   и   чувствовать   различные
    элементы окружающего мира.

Умение    читать    может    прийти    к    ребёнку    так    же естественно, как умение ходить или говорить. Создайте ребенку следующие условия:

  • Регулярно    читайте    малышу   вслух    считалки,    детские
    стишки   с   часто   повторяющимися   фразами,   книжки   с
    картинками.
  • Читайте  рассказы,  интересные  ребёнку:   про  животных,
    игрушки, цирк, динозавров, космос.
  • Разговаривайте с малышом, отвечайте на его вопросы.
  • Разрешите ребёнку свободно пользоваться карандашами,
    бумагой, ножницами.
  • Записывайте истории, которые малыш будет диктовать.
  • Устраивайте      ребенку     экскурсии:      по      квартире,     в
    общественные места (музеи, парки, театры). Обязательно
    обсуждайте эти прогулки как до, так и после.
  • Будьте терпеливы!
  • Дома под рукой у ребёнка всегда должно быть достаточно
    материалов для чтения.
  • Сами родители должны подавать ребенку пример, читая
    книги, газеты, журналы.
  • Время от времени берите малыша в библиотеку, чтобы
    ребенок мог полистать книги на полках и в читальном
    зале, а также взять книги домой.

Чтение        это    гораздо    большее,    чем    механическое

складывание слов в предложения. Чем больше к моменту чтения у ребёнка накопилось собственно прожитого и прочувствованного опыта, с которым он может сверить смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат.

Наш мир богат яркостью и красочностью содержания в нем вещей, предметов. Наше богатство в том — насколько мы сможем оценить это - увидеть, услышать, ощупать. Этому надо учиться.

Ж. Ж. Руссо

        Слух играет важную роль в восприятии речи ребенком. С помощью слуха мы получаем информацию об окружающем на 20 %.

         Ребенок получает большую звуковую информацию об окружающем, учится различать звуки предметов, звуки природы, воспринимает речь окружающих.

          Различают  биологический  слух   и  речевой фонематический     это умение различать звуки родного  языка,   понимать  фразы  говорящего, слышать составные части слова,  а для этого необходимо развивать слуховое внимание.

        Осязание позволяет дошкольнику получить информацию об окружающем на 60         %. Эту информацию помогают получить пальцы рук.

         Развитие пальцев рук обеспечивает:

  • артикуляционную активность (губ, языка),
  • повышает тонус мозговой деятельности,
  • обеспечивает слаженную работу в трудовой
    деятельности.

У детей с недоразвитием речи внимание нарушено в 90 % случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речи.

Лучше всего психические процессы развиваются в играх.

Поиграйте дома:

  • Предложите ребенку проверить, что изменилось, чего не стало? (На
    елке, на столе, на полке, в вазе.)
  • Помощь на кухне:  принеси (и дается инструкция,  которую ребенок
    должен запомнить и выполнить). Инструкция дается один раз.

«Принеси, пожалуйста, ложку, вилку, тарелку, блюдце и все поставь на салфетку.»

  • После просмотра мультфильма побеседуйте о его героях: «Как ты
    думаешь, что могло быть дальше?»
  • Слушаем звуки в доме (стук в дверь, телефонный звонок, тиканье часов,
    щелчок выключателя, звон тарелок).
  • Слушаем, как рифмуются слова:

Са-са-са – вот идет лиса Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы

За-за-за – улетела стрекоза

Зу-зу-зу - нарисую стрекозу

«Будьте вместе с ребенком.

Познавайте, играйте и развивайтесь.

Только при совместной деятельности

ребенок правильно воспримет

окружающую его действительность.»

 Л.С. Выготский

Чтобы ребенок смог получить больше и разнообразнее информации об окружающем, мы, взрослые, должны помочь ему в этом.                   1.  Побеседуйте на тему «Как мы узнаем о предметах».

2.  Обратите    внимание, какие органы помогают в этом,   с  помощью  какого  органа  можно  узнать  больше.                

3.  Расскажите ребенку о профилактике заболеваний органов слуха.

 Можно проделать интересные эксперименты: что можно ощутить, потрогав предмет руками? Что можно узнать о предмете, с помощью слуха? Послушайте, что узнал о предмете ребенок.

4.  Читайте вашему ребенку и не забывайте беседовать по поводу прочитанного. (Что услышал? Что узнал?)

5. У ребенка должен быть разнообразный материал для трудовой деятельности (мозаика, пластилин, игры со шнуровкой).

6. Вы вместе с ребенком можете ежедневно проводить тренировку пальцев рук, ушную гимнастику по 2 3 минуты. Это интересно и увлекательно.

7. Вечером в тихом семейном кругу можете поиграть в игры, которые разовьют слуховое внимание и пальцы рук, память, мышление.

8. Чтобы ваш ребенок был бодрым, вместе по утрам проводите гимнастику бодрости.



Предварительный просмотр:

      *    СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ.

 1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

         2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

          3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

          4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

          5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

         6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

         7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности.  Книга объединяет поколения.

         8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

        9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

       10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.



Предварительный просмотр:

Принципы работы с детьми.

  • Не   навязывайте   себя   никому,   в   том   числе   и   детям! 
  • Если  не  знаете,   как   воздействовать   -   остановитесь!   В процессе занятий с детьми  могут произойти инциденты, возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятие так, как-будто ничего не произошло, либо просто пресеките всякое свое воздействие, влияние, переключитесь на что-нибудь другое, успокойтесь. Потом поразмыслите над этим, постарайтесь сами или с чьей-то помощью понять это происшествие.
  • Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию. Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребенка, а просто не воспринимайте незрелые формы его реакций и поведения. Насильственные методы не только не исправят положение, но еще больше усилят дефекты личности и поведения ребенка.
  • Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними. Мы не можем скрыть от детей свои отрицательные эмоциональные состояния: страх, тревогу, раздражение, апатию, - они невольно будут влиять на состояние детей, как бы заражая аналогичными эмоциями.
  • Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие; во всем остальном вы такой же участник, как дети.
  • Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит - навредить ему.
  • Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них
  • На занятиях в режиме естественного развития детей не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.
  • Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которого неизбежно последуют и свобода мыслей, и свобода внешних проявлений в мимике, движениях.
  • Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме. Как ни парадоксально, это тоже может навредить.
  • Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка - улыбку, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т.п., что подскажут ваши руки и сердце.


Предварительный просмотр:

Речевое развитие вашего ребенка существенно

отличается  от речевого развития его сверстников?

Вам необходима консультация специалистов:

  • педиатра
  • психиатра
  • невролога
  • логопеда
  • психолога

Возможно, понадобится тоже помощь сурдолога, окулиста, врача-генетика, эндокринолога.

Прежде всего постарайтесь ответить на вопрос: «что именно больше всего Вас тревожит?»

  1. Отметьте, что происходит с ребенком в течение дня.

     Что беспокоит вас в его поведении:

    2.  Вы считаете, что у Вашего ребенка речевые проблемы? Начните с оценки сложившейся ситуации.

Отсутствие речи в три года – это не просто запаздывание.

Это сигнал о грубых речевых нарушениях!

Но беспокойства также могут вызвать:

  • Задержка на стадии называния
  • Невнятная речь
  • Не хочет говорить
  • В речи появились запинки

     

 3 Адекватная помощь возможна, только если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз.

Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, то есть история внутриутробного и раннего развития.

Ответьте на следующие вопросы:

               

  • Как протекали беременность и роды?
  • Не было ли серьезных заболеваний, операций и травм?
  • Как плакал ребенок?
  • Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания?
  • Чем можно было его успокоить? Не создавалось ли у Вас ощущение, что малыш беспричинно плачет или заходится криком?
  • Слышались ли интонация в крике?
  • Можно ли было понять, что требовал ребенок криком, и какова была его ответная реакция на Ваше понимание?
  • Когда появился интерес к погремушкам, или к каким-нибудь другим предметам? Сопровождалось ли занятие с ним эмоционально-голосовыми возгласами?
  • Какие звуки, сочетание звуков произносил ребенок? Когда они появились, насколько разнообразными были, какими интонациями сопровождались?
  • Когда появились первые слоговые цепочки? Насколько разнообразными они были? Появлялись ли они самостоятельно или в ответ на ваше обращение?

  1. Для целостного представления  о личностях и проблемах Вашего                                                                                                                    

малыша заполните анкету:

  • Состав Вашей семьи.
  • Отношение у ребенка с членами семьи.
  • Кому он отдает предпочтение, нет ли недостатка внимания, негативного отношения к нему, или наоборот гиперопеки?
  • Не сложилось ли у ребенка негативного отношения к кому-либо из членов семьи?
  • Кто занимается воспитанием ребенка?
  • Посещает ли ребенок дошкольные учреждения? Если да, нравится ли ему там?
  • Легко ли он контактирует с детьми и с взрослым? Радуется если к Вам приходят гости?
  • Избирателен ли он в общении?
  • Какую дистанцию предпочитает в общении со взрослыми и со сверстником: короткую, среднюю, длинную?
  • Зависит ли речевая активность ребенка от степени его знакомства с другим человеком?
  • Улавливает ли он шутки в общении, играх?
  • Использует ли неречевые средства общения мимику ( движения мышц лица), пантомимику ( движения всего тела), жесты(движения отдельных частей тела)? Что из них предпочитает?
  • Дифференцирует ли звуки бытовых электроприборов? (может показать, что шумит: холодильник, стиральная машина.)
  • Использует ли он речевые средства при общении: возгласы, интонации, отдельные звуки?
  • Понимаете ли вы и другие члены семьи то. Что ребенок хочет объяснить неречевыми средствами.
  • Каким образом реагирует ребенок на речевые трудности?
  • Каковы его взаимоотношения с другими детьми? Является ли он фактическим лидером?
  • Понимает ли ребенок ваши эмоции?
  • Каковы его эмоциональные проявления? (считаете ли вы их адекватными, бурными, безразличными, сдержанными)
  • Откликается ли на эмоциональные проявления других людей, героев книг? может ли сопереживать?
  • Как Вы можете определить характер ребенка? (вспыльчивый, капризный, доброжелательный, упрямый, послушный, ласковый,) Беспокоит ли Вас, что-нибудь в его характере?
  • Есть ли у вас дома животные, птицы, растения? Каково отношение ребенка к ним?
  • Как Ваша семья проводит досуг, выходные, отпуск?
  • Чем больше всего любит заниматься ребенок? Какие книги, игрушки, игры у него есть? Какие из них любимые?
  • В какие совместные игры Вы с ним играете? (сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие, спортивные.)
  • Каким образом ребенок привлекает вас к совместной игре? (Предлагает поиграть, посмотреть)
  • Играет ли он сам, каков  характер его игры? (манипулирует, переставляет игрушки с места на место; разбирает их исследует.) Есть ли замысел в его игре?
  • Играет ли вместе с Вами в настольные игры?
  • Вовлекаете ли Вы его в совместную игру и деятельность? (накрывать на стол, убирать игрушки)
  • Чем занимается ребенок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим?
  • Какие книги Вы ему читаете? Запишите их названия.
  • Проявляет ли он интерес к картинкам, содержанию? С какого возраста?
  • Есть ли у него любимые фильмы, пластинки? Запишите их название. Проявляет ли он интерес к телепередачам, каким?
  • Любит ли рисовать? Если рисует то чем? Обращается ли он за помощью к взрослым и в каких случаях?
  • Любит ли он лепить, конструировать, играть с мозаикой? Не вызывают затруднения эти виды деятельности? Может ли выполнить задание по описанию, по образцу, по представлению?
  • Как он решает возникшие трудности? ( плачет, обращается за помощью и наблюдает за вашими действиями молча, мешает вам, спрашивает взглядом, интонацией, речевыми средствами.)
  • Есть ли у него потребность в психологической разрядке? Каким образом это проявляется? (кричит, уединяется, затихает, общается с игрушками, пытаясь воспроизвести волновавшие его ситуации, слушает музыку, рисует.)

                   5  Ознакомьтесь с периодами развития речи.

                   6  Сопоставьте развитие вашего малыша с нормативным                                                                                                  

        развитием вашего малыша и отметьте, какие есть отклонения в                                                        

        говорении, понимании, общении.

              7 Отмечаем достижения

  • Понимание речи
  • Собственная речь
  • Особенности общения

                     Особенно важно фиксировать слова, которые начинает произносит                                                                                                                                                                                                              

                  неговорящий ребенок. Составьте список этих слов и поставьте дату.

                     8 Отмечаем достижения

  • Эмоциональные проявления
  • Слуховое внимание
  • Ритмические способности
  • Игровая деятельность
  • Рисование, конструирование
  • Счет
  • Координация движений и мелкая моторика
  • Бытовые умения и навыки
  • Работоспособность

Ребенок и речь

РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом .Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С ее помощью выражаются мысли, желания, передают свой жизненный опыт.

Для нормального  становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития:

  • Определенная степень зрелости различных структур головного мозга.
  • Правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
  • Развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций.
  • Формирование потребности в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает

  • Способность говорить
  • Способность понимать сказанное

К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:  

 

  • Самостоятельной монологической речью
  • Звуковой формой слов
  • Значением слов
  •  Грамматикой

                    Периодизация развития речи.

            Развитие речи происходит в несколько этапов. На каждом из них элементы речевой системы формируются в строгой закономерности. Первоначально  ребенок контактирует с окружающими, используя экспрессивно- мимические средства (общение жестами)предметно -действенные средства общения возникают в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка.

Речевое общение – высшая форма взаимодействия с людьми - предполагает владение языком.

В кругу семьи

        Младенчество

Когда появляется первое слово? Обычно к концу первого года жизни. Но задолго до этого ребенок начинает общаться с миром.

         От рождения до 6 месяцев

К концу первого месяца по характеру плача младенца можно понять некоторые его желания. С двух месяцев общение устанавливается с помощью взглядов  и первых мимических движений, чуть позже ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. В 3-4 месяца формируется избирательное внимание к речи окружающих: ребенок начинает узнаать голос матери. Появляются первые попытки повторить отдельные элементы речи взрослых, появляется гуление. К концу 4 месяца младенец воспроизводит такое разнообразите звуков, которое не встречается не в одном языке.

Речь не развивается вне речевого общения. Очень важно уже с первых дней ребенка  все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать отношение подкреплять речь улыбкой хвалить его. Ребенок «заражается«  вашей речевой активностью, стремится подражать вам.

            Основания для беспокойства: не реагирует на звуки; не поворачивает голову в сторону взрослого; наблюдаются не достаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, гуление однообразно; не смеется; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

      7-10 месяцев

        Вторая половина младенчества  характеризуется  изменение отношения ребенка к окружающему. Ребенок не только вступает в отношение со взрослыми, но и начинает исследовать различные окружающие его предметы, Формируется  имитационное подражание звучащей речи: ее тону, ритму, темпу, мелодик, интонации. Развиваются способности  не только слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На 7-8 месяце ребенок понимает многие слова, узнает название некоторых предметов, которые ему показывают. По звуковому оформлению лепет все больше приближается к окружающему ребенка языку. Он выполняет простые словесные инструкции, дополненные жестами. В 8-9 месяцев  интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослыми, активно используются игрушки.

          Основания доля беспокойства:

           Отсутствует отраженный лепет; не выполняет простые словесные команды; нет подражательных игровых действий.

    10-12 месяцев

             К концу первого года жизни ребенок уже владеет достаточно разнообразными способами эмоционального взаимодействия  с близкими, активен в овладении нового. Начинает овладевать элементами социально- бытовых навыков. В эмоционально значимой ситуации выражает свои желания, намерения речевыми средствами. Овладение ходьбой важный этап взросления.

            Основания для беспокойства: не реагирует на свое имя; нет лепетных слов.

            Ранний возраст

       После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов из 1-2 слогов. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать различные части тела, выполняют простые инструкции, пон6имают содержание не сложных рассказов  по сюжетным картинкам. К полутора годам в самостоятельной речи ребенка около 20 слов, в 2 года - около 50. В полтора года появляются двух-  и трехсловные предложения.  Активный словарь ребенка составляет 1500 слов.  Он начинает использовать развернутые предложения.

          Основания для беспокойства:

         Стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При появлении речевого подражания ребенок вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает слово. Ребенок не строит предложений, не использует глаголы. Во время речи кончик языка высовывается между зубами.

     Дошкольный возраст

        В 4 года фразовая речь ребенка включает предложения из 5-6 слов, дети сопровождают речь игрой. Словарный запас 2000 слов. К 5 годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. В 4.5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит ребенка к овладению письменной речью. К 6 годам ребенок овладевает значением производных слов. На 7 году жизни ребенок начинает осознавать себя как социального индивида и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности.

           Основания для беспокойства

         Ограничен бытовой словарь; не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия. Не правильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов; не может связанно рассказать о происходящих событиях.

          Периоды развития понимания речи

            Понимание речи предполагает не только восприятие слышимых звуков, но и   расшифровку смысла речевого потока.

1 уровень. Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно    реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса (3-6 месяцев).

2 уровень. Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам (1-10 месяцев).

3 уровень. Ребенок понимает названия отдельных предметов (10-12 месяцев), узнает их изображения (12-14), узнает их на сюжетных картинках (15-18).

4 уровень. Ребенок понимает обозначение действий в различных ситуациях, причинно следственные связи(2 года 6 мес.)

5 уровень. Ребенок понимает сложно подчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной ситуации (к 4 годам)

Эмоциональная сторона речи

В процессе речевого развития эмоциональная сторона речи играет особую роль, так как начинает свое существование с рождения ребенка и отражает малейшие изменения его психологического состояния.

               Основания для беспокойства:

          Нарушена способность к установлению эмоционального контакта; не реагирует на обращение; нет жестов; не переносит малейшие изменения в условиях существования.



Предварительный просмотр:

                               

 Дорогие родители!

Вы — первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа — Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:

одна — корни,

а другая — крылья.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства — к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему учила меня моя мать», «то, что мне показал отец», «то, чему меня учили дома». Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.

«Годы чудес» — так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: «Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!» Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.

 

                                 Советы родителям

                                   ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?

                           Делайте!

* Радуйтесь Вашему малышу.

* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

* Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

* Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

* Говорите с малышом короткими фразами.

* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

* Ваши  объяснения  должны  быть простыми и понятными.

* Говорите медленно.

* Будьте терпеливы.

* Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда малыш подрастет.

* Каждый день читайте ребенку.

* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

* Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

* Поощряйте игры с другими детьми.

* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

* Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

* Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

* Если ребенок начал что-то коллекционировать — кораблики, машинки, крышки от бутылок — или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

* Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

* Не теряйте чувства юмора.

* Играйте с ребенком в разные игры.

* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

                        Не делайте!

* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

* Не задавайте слишком много вопросов.

* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».

* Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она синяя».

* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

* Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

* Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.

* Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста

понимания:

всех логических связей;

всех Ваших чувств («Мама устала»);

абстрактных рассуждений и объяснений.


* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.