«Где спряталось электричество?»

Есионова Нина Дмитриевна

Конспект организованной образовательной деятельности по основам электробезопасности в старшей группе общеразвивающей направленности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №2» Г. Валуйки Белгородской области

Конспект организованной образовательной деятельности по основам электробезопасности в старшей группе общеразвивающей направленности

Тема: «Где спряталось электричество?»

Цели  занятия:

1. Образовательные задачи.

-  обобщить знания детей об электричестве;

- закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

-формирование у детей элементарных представлений  об основных  физических свойствах и явлениях.

2.  Развивающие задачи:

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- развивать у детей умение пользоваться предметами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Воспитательные задачи:

- Воспитывать навыки безопасного обращения с различными предметами, используемыми при проведении экспериментов.

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

- Вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

Материально-техническое  оснащение  организованной  образовательной  деятельности.

Интерактивная доска SmartBoard,  компьютер, магнитофон, аудиозапись физкультминутки, магнитная доска, разрезные картинки  знаков безопасности, руль, работающий от батареек, шнурки с узелками на каждого ребенка,  линейка пластмассовая, яйцо сырое, подставка для яиц, расческа, пластиковая палочка, вата,   шапочка и мантия, игрушки «Симка» и «Нолик», презентация: «Электростанции», загадки, памятки, иллюстративный материал, раздаточный материал (авторучки,  кусочки  бумаги), информационные плакаты «Правила пожарной безопасности».

Ход  организованной образовательной деятельности.

Организационный момент.                                                                      Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте загадку и отгадайте её:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это …

(электричество)

  1.  Основная часть.                                                                                         Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами познакомимся с электричеством, узнаем, какое бывает электричество и какие правила необходимо соблюдать при обращении с электроприборами.

Беседа:

Воспитатель: Как вы думаете, нужен ли электрический ток человеку? Ответы детей: Да.

Воспитатель:   Какую пользу приносит электричество?

Дети: От электричества работают холодильники, стиральные машины, чайники,  компьютеры, телевизоры.

Воспитатель: А как называются    приборы, которые вы сейчас назвали?

Дети:электроприборы

Воспитатель: Правильно, ребята. Электроприборы наши помощники, без них человеку было бы трудно.  

Воспитатель: Ребята!    Электроэнергия играет важную роль  в хозяйстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Сегодня к нам в гости пришли мультипликационные герои. Вы их узнает?

Дети: Да. Это Фиксики Симка и Нолик.

Воспитатель: А кто такие Фиксики?  

Дети: Фиксики, это маленькие существа, которые живут в электроприборах и помогают чинить их.  

Воспитатель: Ребята! Симка и Нолик современные герои и они не знают как  раньше, когда не было электричества, люди гладили, стирали, убирали, готовили еду? Вы им расскажите?

(ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, а сейчас давайте    покажем Симке и Нолику какие предметы быта были сначала, а какие потом.

Задание на доске SmartBoard

  1. Задание: «Что сначала, что потом»

Воспитатель: Но откуда же  в наш дом приходит электричество?      (ответы детей)

Дети: Электричество поступает по проводам.

Воспитатель: В дом электричество поступает по проводам, а к проводам  оно приходит от электростанций.

Показ презентации «Электростанции» на персональном компьютере.

  1. Самые первые электростанции были ветряными. (слайд 2)
  2. Позже появились приливные электростанции. (слайд 3)    
  3. Потом стали строить солнечные электростанции. (слайд 4)  
  4. Еще позднее появились тепловые электростанции. (слайд 5)
  5. Потом  были гидроэлектростанции (слайд 6)
  6. И последними -  атомные электростанции (слайд 7)

Воспитатель: Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно, поэтому, всем, не только взрослым, но и детям, необходимо знать  правила безопасного пользования   электроприборами.  Ребята, с помощью плаката расскажите, какие правила безопасности при работе  с электроприборами знаете вы?

(ответы детей)

Воспитатель: А сейчас  немного отдохнем.                            

Физкультминутка для глаз на  доске  SmartBoard

Воспитатель: Ребята, а что произойдет,  если вдруг электричество отключат?

Дети: Варианты ответов.

Воспитатель:Правильно, ребята. Без электричества не будет работать ни один электроприбор,  значит нам электричество  необходимо. И что бы у нас в детском саду всегда было электричество, давайте немного поиграем.

Пальчиковая гимнастика: "Ток бежит по проводам".

Ход игры:

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:                                                                                                                      Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.                                                                                        Ток беги, беги, беги,

Ни куда не уходи.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.( 2 раза )

Воспитатель: А если вдруг случится пожар, что  необходимо сделать?                                    Дети: (Необходимо вызвать пожарную службу)                                                                    Воспитатель: А какой номер телефона пожарной службы?Дети: (01)                                                                                                              Воспитатель: Молодцы! А еще ребята, бывают знаки безопасности  –  запрещающие и предупреждающие.  Предупреждающие  знаки – предупреждают об опасности,  и они обозначены желтым цветом. А  запрещающие знаки – запрещают какое – либо действие, и они обозначены красным цветом с перечеркнутой полосой.  Сейчас вам задание.Необходимо   внимательно собрать   знаки и рассказать о них.                         Д/и. Собери знак.Дети выполняют задание  на  магнитной доске

Воспитатель: Молодцы!  С заданием справились. Ребята,  а вы знаете, что электричество бывает  опасное и неопасное?                                                                                             Дети: Ответы детей.                                                                                                                        Воспитатель:  Чтобы узнать волшебную силу  неопасного   электричества и где  оно прячется,  мы отправимся в секретную лабораторию. Но сначала нам необходимо  превратиться  в Фиксиков.                                                                                                             Волшебное превращение:                                                                              Потянитесь, опуститесь.                                                                       Наклонитесь, разогнитесь.                                                                                          Присядьте ниже, поднимитесь.                                                                            Три раза вокруг повернитесь,                                                                                   В Фиксиков вы превратитесь!                                                                 Воспитатель : Отправимся мы туда на необычном автобусе с волшебным рулем, ведь в нем есть батарейки в которых живет электричество.  Как только услышим сигнал к отправлению, мы  поедем. Садимся в автобус  и отправляется в лабораторию. (Дети вместе  делают круг по залу под музыкальное сопровождение)                                                                                (звучит  отрывок песенки из мультфильма «Фиксики»)                                                 (В это время воспитатель надевает профессорский колпак и мантию и встречает детей в лаборатории).                                                         Профессор: Здравствуйте, ребята. Я профессор электрических наук. Кто вы и зачем   пожаловали?                                                                                Дети Мы  «Фиксики» старшей  группы из детского сада №2  г. Валуйки, хотим узнать, где прячется неопасное электричество.                                                                     Профессор: В нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, ведь некоторые предметы могут быть опасны при неосторожном   обращением с ними. Ребята, так как вы еще маленькие,   мы будем работать только с неопасным электричеством.       Есть электричество опасное, а есть электричество и неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать», то  с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", там  мы  узнаем, где прячется неопасное  электричество.                                                                                        Проведение опытов.                                                                              Профессор: Посмотрите, у меня есть обычный  шарик.   Сейчас я его повешу на доску.  Смотрите, что произойдет?                                             Дети: Ничего.                                                                                             Профессор: А хотите,  я  покажу   как можно его сделать  шарик  волшебным?  Надо шарик потереть о волосы и приложить к доске той стороной, которой натирали.  Это произошло из-за того, что в наших волосах живет неопасное электричество,  и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал наэлектролизованным. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным кусочкам. Что вы видите?                                                                                                                    Дети:  Лежат спокойно.                                                                        Профессор:  Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, и они будут к себе притягивать. Возьмите  пластмассовые палочки и потрите о волосы. Медленно поднесите палочку к  бумажкам  и потихоньку поднимите ее. Что происходит?                                                                     Дети:  Бумажки тоже поднимаются.                                                       Профессор:  Почему?                                                                                       Дети: Палочки стали наэлектролизованными  и бумага  прилипли к ним.  Опыт №1   «Летающее облако»                                                                                                    Профессор: Ребята, я вам сейчас покажу, как можно   предметы сделать волшебными.  У меня  на столе лежат кусочки ваты. Я сейчас хорошенечко расчешусь и  прикоснусь к  маленьким кусочкам ваты. Что вы видите?  Дети:   Вата тоже поднимается.                                                                    Воспитатель: Почему?                                                                                     Дети: Расческа стала наэлектролизованной  и  вата  прилипла к ней, притянулась.                                                                                             Профессор: Значит, в  наших волосах,  прячется неопасное  электричество.  
Опыт№2. «Электрический спрут».
Профессор: А сейчас я вам покажу еще один фокус, который называется  «Электрический спрут». Спрут сделан из полоски газеты. Отрезается от края газетного листа полоса шириной 8 см и нарезается из неё восемь «щупальцев». «Спрут» кладется на стол, протирается   шерстяной шапочкой.  Наэлектризованный спрут поднимаю. Его «щупальца» растопыриваются колоколом. Засовываю руку снизу внутрь этого колокола. Щупальца её схватывают, облепляют. Почему?                                                                      Дети: Потому, что в одежде  тоже прячется  неопасное  электричество.
Опыт №3. И последний опыт. Для этого нам понадобятся:  пластмассовая линейка, яйцо, подставка для яйца, и расческа.  Необходимо поставить яйцо на подставку  и уравновесить на нём линейку.  Хорошо расчесаться  и  поднести  расческу к концу линейки. Что вы видите?                                                                   Дети: Линейка   поворачиваться за расческой.                                                                                                          Профессор: Почему?                                                                                    Дети: Потому, что когда вы натерли  расческу, она наэлектризовалась и стала притягивать линейку.                                                                Профессор: Значит, неопасное электричество живет в наших волосах и в пластмассе.

  1. Закрепление изученного материала

Рефлексия:

Профессор: Ребята, что вы сегодня узнали?                                                          Дети:  Мы узнали, что такое электрический ток и как опасен он для жизни, откуда поступает в наш дом электричество, познакомились с правилами безопасного обращения с электроприборами,  складывали знаки безопасности, узнали,  где прячется неопасное  электричество.                                                                                           Профессор:  Но для того, чтобы вы, ребята, всегда помнили об основных правилах обращения с электроприборами, я раздам вам памятки «Правила обращения с электроприборами». С этими памятками вы можете познакомить своих родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Правила безопасного обращения с электроприборами должны знать и взрослые и дети.                                                                                         Профессор:  Но вот  пришла  пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад.  Сейчас закройте глаза.

Один, два, три, четыре, пять – станьте детками  опять.                                                      А теперь давайте отправимся в группу.