Тема: «Влияние родительских установок на развитие детей»

Наумова Оксана Павловна

Ребенок вырастает человеком там,

где царит надежда на лучшее, а не 

страх перед худшим»

                                                С. Соловейчик

                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация20.43 КБ
Файл консультация17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Влияние родительских установок на развитие детей»

  Цель: Определить связь между детско-родительскими отношениями и

             развитием ребенка.

 Задачи: 1. Выяснить уровень знаний родителей о методах воспитания детей.

                2. Определить связь между детско-родительскими отношениями и уровнем тревожности ребенка.

                3. Показать влияние родительского отношения на развитие ребенка, выраженное в установках и реакциях.

                                                          «Ребенок вырастает человеком там,

                                                           где царит надежда на лучшее, а не

                                                           страх перед худшим»

                                                                                   С. Соловейчик

                                                          «Для воспитания детей нужен не великий а,большое сердце- способность 

к общению,к признанию равенства душ»

                                                                               

   Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальность определяет тот уровень престижных установок, к претворению которых стремятся почти все родители.

   Эти престижные установки могут соответствовать условиям и реальным возможностям детей (объективный уровень), а могут быть завышенными или заниженными. Опыт общения с детьми вырабатывает умение с первого взгляда оценивать основные особенности ребенка: в его поведенческом аспекте почти безошибочно проявляется интеллектуальное и психологическое состояние.

Как ребенок говорит, как он здоровается (или не здоровается), как смотрит, как общается - все это говорит о его развитии.

Свобода и раскованность способствует проявлению и развитию природных задатков, а зажатость, робость и настороженность, наоборот тормозят. Завышены амбициозные установки родителей не дают ему свободно выражать свои желания, стремления, способствуют развитию скованности, робости.

Часто дети, выдающие низкие результаты, очень сильно волнуются и переживают. Создается впечатление, что интуитивно  они более объективно оценивают свои возможности, чем их родители.

Как правило, ребенок с высокими природными задатками уверен в себе, хорошо справляется со всеми заданиями, а с низким - неуверен, робок, ждет и надеется на постоянную положительную оценку своей работы, поддержку, стимуляцию.

Престижные установки родителей, не ориентированные, не адаптированные возможностям конкретного ребенка, оказывают отрицательное воздействие на развитие личности.

  Ученик  не может адаптироваться, не понимает требований, которые ему предъявляют. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным,

соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни его возраст, ни индивидуальные возможности. Ребенка с малых лет включают в мир ценностных ориентаций, принятых среди взрослых людей.

   Престижные установки и ожидания обязательно должны присутствовать у всех родителей.

   Но для правильного развития ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний: завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, заниженный не стимулирует их развитие. Это правильно, если говорить об интеллектуальном развитии.

А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то и в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т.д.

Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуюсь собственными  желаниями и мотивами.

      Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны («Курить вредно!» - хочу и курю!).

   Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях.

   Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

   Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

         Думай только о себе, не жалей никого

           Ты всегда как твой (я) папа (мама)

           Дурачок ты мой!

           Уж лучше б тебя вообще не было на свете!

           Сколько сил мы тебе отдали, а ты …

           Не твоего ума дело…

           Не верь никому, обманут!

           Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет

           Ты всегда это делаешь хуже других…

           Ты плохой! Этот список можно продолжить. Сказав это, - ИСПРАВЬТЕСЬ!

                     

   Подумайте, какие установки мешают вам жить, и не давайте их своим детям:

   Как часто вы говорите детям?:

   Я сейчас занят (а)?

   Посмотри, что ты натворил!

   Это надо делать не так…

   Неправильно!

   Когда же ты научишься?

   Сколько раз я тебе говорила!

   Ты сведешь меня с ума!

   Что бы ты без меня делал?

   Уйди от меня!

   Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом можно не удивляться, если вам не нравиться, что ребенок отделяется от вас, становится скрытным, ленивым, недоверчивым, неуверенным в себе.

  А эти слова ласкают душу ребенка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Спасибо!

Что бы мы без тебя делали!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе…

Я так рада твоим успехам!

Расскажи мне, что с тобой…

Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.

Чувство вины и стыда ни в коей мере не поможет ребенку стать здоровым и счастливым.

Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить.

Сам ребенок - не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими.

Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от умения чувствовать и догадываться.

 

 

Вопрос: Нужно ли ребенка посвящать в семейные распри?

 

Например: известный польский врач Кемпинги пишет: «для ребенка лучшим будет дом, в котором между родителями доходит до громких сцен с последующими радостными примирениями, чем такой дом, в котором основы совместной жизни родителей, опираются на сохранение видимой благожелательности. Ребенок чувствует скрытую вражду между родителями и становится беспомощным. Он чувствует опасность, но не умеет ее предотвратить, живет в постоянном напряжении и страхе».

Вопрос: Можно ли при ребенке говорить о нем и его личных качествах?

Можно и даже нужно! Иначе ему будет казаться, что он для вас пустое место. А когда у детей складывается впечатление, что их не замечают, они начинают создавать конфликтные ситуации.

Вопрос: Можно ли обсуждать или возводить жалобы на ребенка чужим людям в целях воспитательного принципа: дескать, пусть ему будет стыдно, все расскажу, о его безобразии?

Это делать нельзя. Эффект может оказаться прямо противоположным тому, на который рассчитываете. Ребенок начинает безобразничать больше. И тут никакого парадокса. Публичное унижение озлобляет, да и факт обнародования недостатков придает им дополнительный вес. Коли родители считают необходимым обсуждать все это с чужими значит, это действительно серьезно! Поэтому задайте себе вопрос: что вы хотите в ребенке развить? Если комплекс неполноценности или устойчивый негативизм к замечаниям взрослых, тогда можно и дальше обсуждать по телефону и тогда в результате повышенная застенчивость, страх, неуправляемость или плохие оценки. Если же хочется наоборот, повысить самооценку и способствовать преодолению детских трудностей. Помогите ребенку слепить положительный, образ своего «Я».

Воспитание человека - это, прежде всего воспитание его отношений. Известный Отечественный психолог Б.Г. Ананьев утверждал: «Воспитывать - это в значительной степени означает создавать систему отношений между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе.

В воспитании всегда будет оставаться актуальным комплексный подход, который выражается в частности, в единстве воздействия на сознания, чувства и поведение, т.е. на все стороны личности: интеллектуальную, эмоциональную, волевую и действенно- практическую. Сейчас никто не возьмется отрицать, например, наличие тесной взаимосвязи между образом мыслей и образом жизни. И наоборот, образ жизни, реальная действительность, в которую погружен ребенок, оказывают прямое или опосредственное влияние на его мировоззрение. Недооценка воздействия на какую-либо из названных сторон личности неизбежно ведет к дефектам воспитания. Последнее может выражаться, например, в несоответствии слова и дела, необязательности, безответственности, отсутствии стремления к самовоспитанию, не сформированности  или невыраженности  личностного отношения школьника к окружающей действительности.

Личность ребенка и формируется, и воспитывается под воздействием, прежде всего родителей. Навыки должны вырабатываться терпеливо, а воспитательные принципы превращаться в твердые навыки жизненного поведения. Проявление доброты, любви, человечности, сострадания, уважения- все это воспитывается на конкретных поступках.

Каждый поступок, каждое слово в определенных условиях превращается в черту характера ребенка.

Слушая беседы взрослых, дети незаметно усваивают наши взгляды и принципы, нашу систему ценностей, учатся различать «что такое хорошо, а что такое плохо». Любые нравоучения действуют не всегда и не на всех, зато яркие, выпуклые примеры прочно запечатлеваются в детской памяти.

В силу своих возрастных особенностей дети гораздо лучше усваивают информацию, когда она, конкретна, и эмоционально окрашена. 

                          

ТЕСТ «КАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ»

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программам по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

3. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примите ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей детского сада

«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Наумова О.П.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

  • понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
  • проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.