Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Волшебница вода».

Цель: познакомить детей с глобусом, дать первоначальное представление.

Дать понятие о том, в каком виде вода  существует в природе, познакомить с различными явлениями (дождь, роса, снег, лед, пар) и состояниями воды в окружающей среде; прививать экологически грамотное поведение в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу.

Материал: Глобус, игрушка –Хрюша, морковь, яблоко, картинки  с изображением пейзажа в различное время года, вода в трех стаканах( соленая, сладкая, кислая), стекло, карты-схемы.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришел Хрюша. (У него глобус).

Хрюша: Я вчера был в гостях у своего друга Степашки, там у него увидел необычный незнакомый для меня предмет, и вот я принес его показать вам, может вы знаете, что это, Степашка тоже не знает?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Присядь, Хрюша,  на стульчик и побудь  на нашем занятии и тогда узнаешь много нового и интересного для себя.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус. Глобус-это макет нашей планеты Земля. Наша Земля- самая красивая из всех планет. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, облака, воздух, вода, реки, озера, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери и , конечно же –люди, то есть, мы с вами. Сколько всего замечательного на Земле!

Ребенок: (выходит к глобусу, показывает)

Вот Земля, наш светлый дом.

Много есть соседей в нем.

И мохнатые козлята.

И пушистые котята.

И извилистые речки.

И кудрявые овечки.

Травка, птички и цветы.

И, конечно, я и ты!

Воспитатель: Глобус придумали и сделали люди.Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о планете. Например: Какой формы Земля?

Какой формы глобус?

Дети: Круглой.

Воспитатель: Есть ли на ней суша? Много ли на нашей планете воды? Давайте рассмотрим глобус внимательно. Какие цвета на нем вы видите?

Дети по одному выходят и показывают указкой.

Дети: белый, синий, зеленый, коричневый, желтый, голубой.

Воспитатель: А кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?

Дети: Вода.

Воспитатель: Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Ребята, сколько жидкости мы выпиваем в день? Давайте посчитаем.

Дети: Чай или какао на завтрак, компот на обед, молоко или кефир, чай или компот на ужин, дома еще раз пьем чай и т. д.

Воспитатель: А еще борщи, супы, овощи.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше назовет съедобной жидкости» (Проводится игра).

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, в овощах и фруктах есть вода?

Ответы детей.

Воспитатель: В каждом фрукте и овоще есть вода. Давайте посмотрим сколько сока в моркови и яблоке.

Опыт. Морковь и яблоко заранее натерты на терке, через марлю выжимаю сок в стакан.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько сока содержит морковь и яблоко.

Вода обладает чудесным свойством, она может растворять различные вещества. Съел ты бутерброд, разжевал, проглотил, вода растворила этот бутерброд на мелкие частички и кровь разнесет питательные ващества по всему организму к каждой клеточке. Вода-это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Послушайте и отгадайте загадки и вы в это убедитесь.

Загадки о воде:

В огне не горит и в  воде не тонет. (Лед)

То всю ночь по крыше бьет да постукивает.

И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь)

Растет она вниз головою,

Растет не летом, а зимою.

Чуть солнце ее припечет

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные- вырезные.

А возьмешь- вода в руке. (Снежинки).

Воспитатель: Посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается белым цветом?

Дети: Снег и льды.

Воспитатель: А это тоже - вода?

Ответы детей.

Воспитатель: А во что может превращаться вода? Знаете? А вода может превращаться в дождь, пар, туман, облака  и т. д.

Дети находят в видоизмененном состоянии воду на картинках.

Физкультминутка.

Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолеты полетели (руки в сторону, поочередно наклоны в сторону)

На поляну тихо сели (руки к коленям)

Да и снова полетели (руки в сторону, наклоны в сторону.

Опыт.

На столе 3 стакана с водой: один - со сладкой водой, другой-с  кислой, третий- с соленой. Рядом поднос с одноразовыми ложечками для определения воды на вкус. Дети  по очереди подходят и определяют одинаковая ли вода в трех стаканах по вкусу, цвету, температуре.

Воспитатель: Ребята, как мы определим цвет, прозрачность воды? (Глазами).

А температуру? (Рукой)

А вкус? (Попробуем воду)

Дети определяют.

Воспитатель: Ребята, посмотрите видно ли соль, сахар, лимонный сок в стакане?

Дети: Нет.

Воспитатель: А вкус остался, что за волшебница вода! Оказывается, вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок. Ребята, а вы знаете, что морская вода тоже соленая? Как соль в нее попала?

Дети высказывают свои предположения.

Показ на карте.

Воспитатель: Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли. Реки приносят эту соль в море, где она остается на все время, потому, что море никуда не течет. А в реках вода остается свежей и несоленой., т. к. реки постоянно наполняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.

А как реки знают, что им надо течь к морю? Проведем опыт.

Опыт.

Возьмем кусок стекла, нальем немного воды. Что получилось? (Лужа, меленькое озеро). А теперь наклоним стекло… Река потекла. А если сильно наклоним? Теперь совсем быстро потекла. Вот так и вода в природе. Если река течет с гор, то течет быстро, если по равнине, то течет медленно.

Вода бывает разная: соленая, пресная речная. А кто пробовал родниковую воду? (Ответы детей).

Воспитатель: Родниковая вода - самая полезная, самая чистая. Она бьет из глубин земли. А от куда у нас дома, в детском саду вода? (Предположения детей). Мы пользуемся речной водой. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется- водоочистительным сооружением. Сначала вода проходит через специальные решетки, которые задерживают рыб, водоросли. Дальше-  мелкая решетка, еще дальше- фильтры, где вода становится совсем чистой. Чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Инженеры- водопроводчики поострили длинный путь к каждому дому, школе, детскому саду. Вода по трубам доходит до самых верхних этажей.

Кажется, что воды на Земле много. Посмотрите, ребята,  сколько голубой и белой краски на глобусе. Сейчас воды на Земле столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете живет намного больше и воды используют больше. Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех?

Дети: Да!

Воспитатель: Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную, уже использованную воду. Сколько людей должны потрудиться, чтобы опять очистить воду. Мы уже с вами знаем правила пользования водой, давайте еще раз повторим их. В этом вам помогут карты- схемы.

Дети работают по картам- схемам.

1 Закрывай кран с водой.

2 Не пускай воду сильной струей.

3 Набирай в ванну столько воды, сколько необходимо. Не наполняй ванну доверху.

4 Не засоряй реки и природные водоемы.