сенсорное развитие детей раннего возраста

Газизова Физалия

Сенсорное развитие детей раннего возраста:

Доброе утро, дорогие друзья!

Наступает зима и у нас с Вами уже нет возможности играть с нашими детьми в песочнице на улице. Тем самым мы ограничиваем малышей от очень важных для его развития тактильных игр.

Так давайте же устроим песочницу у себя дома.

Итак, что Вам потребуется.

  1. 5-6 кг. манной крупы (она заменит нам песок).

  2. Большой таз.

  3. Горох, гречка, фасоль, рис, бобы, макароны, орехи…в общем все что есть из круп и орехов дома.

Наши занятия по сенсорному развитию:

  • Выбираем бобы, макароны, орехи из манки и собираем в отдельную мисочку;

  • пересыпаем ложкой (чайной и большой) из одной миски в другую крупу, а потом пробуем тоже самое сделать руками;

  • солим (покажите малышу как можно взять тремя пальцами небольшую горсть манки и сыпать ее);

  • рисуем веселые картинки пальчиком на подносе с манной крупой;

  • учимся просеивать при помощи сито;

  • ищем клад в манке (кладом могут быть разноцветные бусины, пуговицы, игрушки);

  • учимся сортировать (выбираем из манки бобы и макароны и складываем в две отдельные мисочки);

  • играем с воронкой (просеиваем через нее крупу, просовываем бобы, макароны);

  • учимся отгадывать что это за крупа на ощупь, не глядя.

Вот в такие вот игры по сенсорному развитию можно играть с самого раннего возраста, даже с 6 месяцев. Тазик с манкой можно поставить в ванную и туда же определить малыша. Таким образом, Вы не будете волноваться, что малыш рассыпет несколько крупинок и Вам придется убирать за ним всю квартиру. Меры предосторожности: не оставляйте малыша одного с крупой и мелкими игрушками, это опасно. Кроме того, такой тазик можно держать всегда наготове и время от времени предлагать малышу поиграть с ним.

Когда малыш подрастет можно будет вводить более интересные игры уже с подготовкой родителей.

Вот, например, наш жираф. Мы его украшали кукурузной крупой, а пятнышки делали с помощью гречневой крупы.

Играйте со своими малышами и фантазируйте! Это принесет огромную пользу и радость для всех.

Тема: «Развитие мелкой моторики рук»

2010г.

Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте

Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

· Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

· Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

· Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

· Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

· Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

· У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

· В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики

Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.

Первая группа. Упражнения для кистей рук

· Развивают подражательную способность;

· Учат напрягать и расслаблять мышцы;

· Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

· Учат переключаться с одного движения на другое.

Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические

· Совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Третья группа. Упражнения для пальцев динамические

· Развивают точную координацию движений;

· Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

· Учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

· Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

· Игровые задания должны постепенно усложняться.

· Начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.

· Никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

· Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными

Традиционные:

· Самомассаж кистей и пальцев рук;

· Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

· Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

· Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

· Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

· Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.

· Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

· Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

· Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

· Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Содержание пальчиковых игр и гимнастики для детей разных возрастов

Очень важной часть работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой игры дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Дети от года до трёх лет хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой, например:

пальчиковый игра дошкольный гимнастика моторика рука

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПАЛЬЧИК - МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большой палец. Затем поочерёдно соединять его с остальными пальцами одной руки.

УЛЕЙ

Вот маленький улей где пчёлы спрятались,

Никто их не видит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззззз!

Пальцы сжаты в кулак, затем отгибают по одному. На последнюю строчку руку поднимают вверх с растопыренными пальцами имитирую полёт пчелок.

КУЛАЧОК - ВАНЮША

Ванька-встанька,

Ванька-встанька

спрятать большой палец в кулак

Просыпайся, улыбайся.

постучать по кулаку пальчиком ребёнка

Тук-тук, тук-тук.

Ванька-встанька тут как тут!

Большой палец выскакивает из кулака

СПИТЕ ПАЛЬЧИКИ МОИ

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

Загибаем и разгибаем пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот - резал.

Этот - ел.

Ну, а этот - лишь глядел!

Ладушки-ладошки

Хлопали в ладошки,

Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)

Отдохнем немножко. (руки на колени).

Кашку варили,

Ложечкой мешали,

Куколку кормили,

Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

Кулачки сложили,

Кулачками били.

Тук-тук тук да тук,

Тук-тук тук да тук . (стучать кулачками друг о друга)

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем - семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова - очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Трёхлетние малыши осваивают пальчиковые игры, которые проводятся двумя руками, например:

КАПУСТА

Это, что еще за скрип? (пальцы сжаты в «замок», поднимаем и опускаем их)

Это, что ещё за хруст?

Это, что ещё за куст? (растопыриваем пальцы, имитируя куст)

Как же быть без хруста, если я капуста.

Мы капусту рубим - рубим, (прямые ладони вверх вниз)

Мы капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок о кулачёк)

Мы капусту солим - солим, (поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту жмём - жмём - жмём. (сжимаем и разжимаем кулачки)

СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки:

Лисичке - сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке - косолапому,

Зайчику усатому.

На первые две строчки - ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки - поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.

СТРОИТЕЛЬ

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и растопыриваем пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены. Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

КОРАБЛИК

По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - смотрим вдаль)

На кораблике четыре очень храбрых моряка.(Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие

И по морю поплыву пальцы)

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками "лодочкой")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

ПАУЧОК

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

ЛАДОНЬ - КУЛАК

- Хочешь? Тоже делай так:

То - ладонь, а то - кулак.

Ладони прижаты к столу. Одновременно сжимать кулачки, потом разжать, по тексту. Для усложнения можно ускорить темп или делать руки поочередно ( правая - ладонь, левая - кулак).

БУСИНКИ - ГОРОШКИ

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Дети старшего возраста могут использовать в пальчиковых играх с мелкие предметы (шариками, кубиками, орехами, карандашами, крупой и т.д.).