СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ САД КАК ВАРИАТИВНАЯ ФОРМАЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Шобонова Анжелика Федоровна

  Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции "устойчивого развития", согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к "устойчивому развитию" является экологическое образование. В "Концепции устойчивого развития России" особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов РФ "Об охране окружающей и природной среды" (ст. 73. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования; ст. 74. Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях; ст.75. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов; ст.76. Распространение экологических знаний"), "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения и "Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Все соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.   Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

   Но воспитывая экологическую культуру у дошкольников, мы педагоги сталкиваемся с рядом трудностей и противоречий в организации образовательной и развивающей среды. В связи с новыми требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 6.13 Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается). Став заложниками сложившейся ситуации мы педагоги понимаем, что наблюдая за игрушечными хомяками в клетке и пластмассовыми рыбками в аквариуме, нельзя научить ребенка бережно относится, к живой природе, ухаживать за животными и растениями, приобрести простейшие навыки трудовой деятельности, дисциплинированности и ответственности не соприкасаясь с живой природой, а лишь созерцая ее. Мы с детства растим поколение безответственных потребителей, которое не учим заботиться, беречь и любить. Как же найти компромисс в этом направлении воспитания дошкольников? Как не нанести вред здоровью детей, соблюсти все нормы безопасности и санитарно – гигиенические правила при общении детей с живой природой? Ответом на эти вопросы является организация вариативных форм дошкольного образования, например Семейный детский сад.

   Наш Семейный детский сад «Соловушка» структурное подразделение МБДОУ детский сад «Рябинушка» Сосновского района Нижегородской области, на протяжении 4-х лет занимается экологическим воспитанием дошкольников. Используя уникальную среду (индивидуальный жилой дом с размещением помещений для детского сада) мы имеем возможность на практике осуществлять индивидуальный подход в экологическом воспитании ребенка, организации развивающей предметно – пространственной среды. У нас педагогов появилась уникальная возможность организации живых уголков, природных зон, центров трудового воспитания, центров исследовательской деятельности используя территорию жилого дома воспитателя, при этом, не нарушая требования и санитарно – гигиенические правила.

   Основной формой работы по экологическому воспитанию дошкольников в Семейном детском саду «Соловушка» являются совместные экологические и исследовательские проекты, организация экологических маршрутов и троп, участие в экологических природоохранных акциях и конкурсах.

   За время деятельности Семейного детского сада «Соловушка» создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

§   развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

§   воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;

§   формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

   При построении системы экологической работы мы обращаем особое внимание на сотрудничество с Нижегородским отделением Союза охраны птиц России. Участвуя в акциях, конкурсах и биотехнических мероприятиях СОПР в нашей педагогической практике выстроилась система работы экологического воспитания дошкольников по следующим направлениям:

1.   Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

2.   Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.

3.   Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, в теплице и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

4.   Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

    Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на привлечение и формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», «Птица года», «Лучшая кормушка»; привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки;  в природоохранных и биотехнических акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)

   Наши дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.

  Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

   Территория вокруг детского сада (индивидуального жилого дома воспитателя) используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок. Экологическая тропа, включающая альпийскую горку, огород с теплицей (центр трудовой деятельности), аптекарскую клумбу, различные деревья и кустарники, цветники и др. Малые архитектурные формы – «сельский дворик» где дети ходят в гости к корове, козлятам, «птичий город»где дети наблюдают за прилетающими скворцами, трясогузками, синицами со смотровой площадки исследовательского центра, знакомятся с домашней птицей: цесарками, индюшатами, перепелками, домашними курами, сенсорная дорожка, искусственный водоем, мини-стадион и игровые площадки.

  Результатом системной и целенаправленной работы с детьми семейного детского сада «Соловушка» стала совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей. Проведение экологических акций - социально-значимых комплексных мероприятий экологического содержания, приуроченные к датам и событиям, имеющие общественное значение, которые имели общественный резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников,- и явились эффективным способом пропаганды экологических идей среди родителей. Реализация проектов «Синичкин календарь», «Птицы зимой», «Птичья столовая», «Весна», кружок «Природа и фантазия», акции СОПР по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц «Всемирные дни наблюдений птиц», «Кормушка», «Птица года»,  «Птицеград», «День встречи птиц» «Весна идет», «Зеленая елочка - живая иголочка», «Птичья столовая», «Жить без мусора».и др.).

Создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, досугов и развлечений, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).

  В Семейном детском саду созданы мини-музеи и на их основе разработаны следующие исследовательские проекты: «Какая она вода?», «Природные зоны», «Музей песка и камня», «Страшны ли лягушки?», «Мир живой природы», «Козлятки и ребятки», разработана картотека экспериментов, опытов и наблюдений. Систематизирован методический материал по экологическому воспитанию с элементами народного фольклора. Ведется народный календарь, проведены народные праздники: «Зиновий - Синичник», «Сороки», «Благовещенье», «Семик».Таким образом, мы можем сделать вывод о широких и уникальных возможностях Семейного детского сада как одной из вариативных форм современного экологического воспитания детей дошкольного возраста. В Семейном детском саду реализуется системная научно обоснованная и наглядно представленная работа по индивидуально-дифференцированному подходу в воспитании и развитии детей. Происходит экологизация развивающей среды Семейного детского сада, актуализируются широкие возможности для эстетического восприятия природы. Используя окружающую среду детского сада и ее широкие возможности для эстетического восприятия природы. Знания, приобретенные путем непосредственной близости к природе к ее сопричастности, помогают сформировать у наших воспитанников правильное представление о мире, в который он включается не как созерцатель, а как участник естественного процесса развития, понимает уникальность и хрупкость живого мира и осознает свою ответственность. Мы верим, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.