Педагогический проект «Самара космическая!»

Негатина Екатерина Анатольевна

2016 год – станет юбилейным годом для Российской космонавтики. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.

Любознательность и интерес детей к космосу начинается достаточно рано. Первые представления о космосе, о космической промышленности можно и нужно давать детям уже в старшем дошкольном возрасте.

В эпоху бурного развития астрономии и освоения космоса люди потеряли прежнее восхищение и благоговение перед звёздным небом, почти не замечают его необычную красоту. Не может увлекаться астрономией человек, который в детские годы не ощутил восторга от великолепия звёздной бездны.

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками, среди которых славные имена К. Э Циолковского, С. П. Королева, Ю. А. Гагарина, В. В, Терешковой, А. А. Леонова, принесший большой вклад в изучение и освоение космоса. Поэтому работа в этом направлении - это и часть патриотического воспитания: формирование гордости за свою страну, свой город и достижения ученых и космонавтов.

Старт корабля «Восток» - это одно из величайших событий не только ХХ века, но и всей истории цивилизации. Прорыв в космос навсегда останется символом человеческого мужества, стремления к познанию, к прогрессу. И для нашей страны это событие стало поистине национальным триумфом, который сплотил и объединил тогда весь народ.

Именно наша страна, пережившая разрушительную войну, тяжелейшие трудности, испытания, смогла реализовать этот беспримерный проект. Он состоялся благодаря таланту и усилиям сотен тысяч людей: ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, военнослужащих. Об их подвиге мы должны помнить и передавать эту гордость и память будущим поколениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс на лучшую методическую разработку

«Растим патриота Самары»

Для работников учреждений дошкольного образования г.о. Самара

Номинация конкурса: «Самара вчера, сегодня и завтра: история моего города»

Тема методической разработки: Педагогический проект «Самара космическая!»

Автор: Негатина Екатерина Анатольевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №56 г.о. Самара

Координаты автора: т. 89277399583,

 katerina-negatina@yandex.ru

Содержание

  1. Введение. Актуальность проекта.
  2. Практические аспекты реализации педагогического проекта «Мы покоряем космос!»
  3. Заключение.
  4. Список использованных источников.
  5. Приложение. Презентация к проекту «Полёт к звездам!»

  1. Введение. Актуальность проекта.

2016 год – станет юбилейным годом для Российской космонавтики. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.

Любознательность и интерес детей к космосу начинается достаточно рано. Первые представления о космосе, о космической промышленности можно и нужно давать детям уже в старшем дошкольном возрасте.

В эпоху бурного развития астрономии и освоения космоса люди потеряли прежнее восхищение и благоговение перед звёздным небом, почти не замечают его необычную красоту. Не может увлекаться астрономией человек, который в детские годы не ощутил восторга от великолепия звёздной бездны.

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками, среди которых славные имена К. Э Циолковского, С. П. Королева, Ю. А. Гагарина, В. В, Терешковой, А. А. Леонова, принесший большой вклад в изучение и освоение космоса. Поэтому работа в этом направлении - это и часть патриотического воспитания: формирование гордости за свою страну, свой город и достижения ученых и космонавтов.

Старт корабля «Восток» - это одно из величайших событий не только ХХ века, но и всей истории цивилизации. Прорыв в космос навсегда останется символом человеческого мужества, стремления к познанию, к прогрессу. И для нашей страны это событие стало поистине национальным триумфом, который сплотил и объединил тогда весь народ.

Именно наша страна, пережившая разрушительную войну, тяжелейшие трудности, испытания, смогла реализовать этот беспримерный проект. Он состоялся благодаря таланту и усилиям сотен тысяч людей: ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, военнослужащих. Об их подвиге мы должны помнить и передавать эту гордость и память будущим поколениям.

Особую роль играет то, что именно в нашем городе находится завод «Прогресс», который выпускает комплектующие для ракетных двигателей.

Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов и средств обучения, грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе, о людях связавшие свою жизнь с космосом.

Цель проекта состоит в том, чтобы развивать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста, гордость за родной город и страну, через решение следующих задач:

  • Сформировать интерес у детей к космосу
  • Вовлечение родителей в деятельность по разработке проекта «Самара космическая!»
  • Обогащение знаний детей историческим содержанием о событиях и фактах развития космонавтики в Самаре и России
  • Обучение детей выражать свои мысли, знания и впечатления в разнообразных видах и формах творческой деятельности;
  • Дополнить словарь словами разной космической тематики;
  • Воспитание интереса и уважения к людям – первооткрывателям космоса.

Участники проекта: педагоги, дети, родители воспитанников.

Сроки реализации: долгосрочный.

Планируемый результат:

  • Повысить интерес детей к космосу, к истории родного города.
  • Развитие чувства гордости за достижения Самарцев в освоении космоса.
  • Пополнение словарного запаса детей по теме «Космос».
  • Пополнение развивающей среды в группе по теме «Космос»
  • Разучивание стихов, считалок, загадок о космосе, космонавтах.
  • Развитие партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Продукты деятельности:

  • Конспекты занятий, бесед с детьми по теме проекта.
  • Подборка загадок про космос.
  • Подборка  рассказов, стихов о космосе, космонавтах, празднике «День космонавтики».
  • Подборка иллюстраций по теме проекта.
  • Коллективная творческая работа «Мы покоряем космос!»
  • Создание лепбука «Первый полет человека в космос»

  1. Практические аспекты реализации педагогического проекта

«Мы покоряем космос!»

Подготовительный этап. Разработка проекта.

  • Создать предметно-развивающую среду группы.
  • Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Космос».
  • Подобрать видеоматериал по теме «Космос».
  • Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
  • Составить план мероприятий.

Практический этап.

Цикл бесед и обсуждений на темы:

  • Кого принимают в космонавты»
  • Как Самара стала космической»
  • Где собираются ракеты-носители
  • Профессия космонавт
  • Кто он, создатель «машины века» Сергей Павлович Королев
  • Как живется на борту
  • Юрий Гагарин – первый космонавт

Чтение с детьми произведений о космосе:

  • Г. Юрлин «Что внутри» Рассказ «Счастливого пути космонавты!»
  • Е.П. Левитан «Твоя Вселенная»
  • Е.П. Левитан «Звездные сказки»
  • К.А. Порцевский «Моя первая книга о космосе»
  • Любовь Талимонова «Сказки о созвездиях»
  • Чтение и заучивание стихов о космосе, о солнечной системе

Творческая мастерская:

  • Лепка «Космонавт»
  • Пластилинография «Путь к звездам»
  • Оригами «Ракета»
  • Коллективная аппликация «Мы покоряем космос!»
  • Рисование «Ракета к старту готова!»

Космокинозал:

  • Просмотр видео «Первый полет в космос»
  • Просмотр электронной презентации "Как человек космос осваивал". Автор Гребнева Т.В.
  • Просмотр фильма "Другие миры" из документального сериала "Планеты" ВВС, 2005
  • Просмотр мультфильма "Тайна третей планеты"
  • Просмотр мультфильма "Полет на Луну". СССР: Союзмультфильм, 1953. Hа Луне потерпел аварию земной корабль. Ему на выручку отправляется новая экспедиция: профессор-астроном, женщина-штурман и пионер Коля, случайно попавший на борт космолета.

Космические игры:

  • Дидактическая игра "Подбери правильную одежду для космонавта" (Цель – отбирать соответствующую одежду для космонавта, обосновывать свой выбор).
  • Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке (комки снега, в центре самый большой ком – Солнце, вокруг него снежные комья маленькие – др планеты).
  • Дидактическая игра "Что ближе, что дальше?" (Цель – Определять расстояние между планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.)
  • Складываний созвездий из мозаики.
  • Сюжетно-ролевая творческая игра "Путешествие на луну"

Работа с родителями:

  1. Просмотр родителями с детьми мультфильмов (на выбор):
  • «Тайна красной планеты»
  • «Загадочная планета»
  • "Возвращение". СССР: Союзмультфильм, 1980
  • "Возвращение со звезд" /СССР: Союзмультфильм
  • "Главный звездный" СССР: Союзмультфильм, 1966
  • "Мурзилка на спутнике "СССР: Союзмультфильм, 1960.
  • "Незнайка на Луне"
  • "Новеллы о космосе" /СССР: Союзмультфильм, 1973

  1. Чтение родителей с детьми произведений (на выбор):
  • Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона "звездочет и обезьянка Микки".
  • Е.П.Левитан "Малышам о звездах и планетах". Москва, Педагогика-Пресс, 1993.

  1. Совместное посещение родителей и детей музейно-выставочного комплекса «Самара космическая»

3. Заключение.

Проводимая  работа нашего проекта  дает ощутимые результаты:

  • Дети пополнили словарный запас по теме «Космос».
  • Развивающая среда группы дополнили новыми книгами, играми, лепбуком по теме «Космос».
  • Дети знают стихи, считалки, загадки о космосе.
  • Повышается интерес детей к космосу, к истории родного города.
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
  • Проводимая работа способствовала воспитанию чувства гордости за достижения Самарцев в освоении космоса.  Кроме того, дети в группе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

  1. Список использованных источников.

1.    Богачёва И.В.  Моё Отечество – Россия. М. – 2005 г. с. 35

2.        Богина М.Ю.Полет в космос. Досуг. //Справочник  старшего воспитателя. 2009, №4- с.69.

3.        Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

4.        Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

5.        Ивлева Е.Е. Интегрированное занятие. День космонавтики. //Музыкальный руководитель. 2009, №2 – с.14.

6. http://ds1784.mskobr.ru/base/gruppy_dou/articles/prostoj_zagolovok

7. http://gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/museums/kosmos.html

8. http://www.pravda.ru/news/economics/27-12-2013/1186914-samara-0/

9. http://www.samaracosmos.ru/news/veterans.html