СТАТЬЯ: «ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «КАПЕЛЬКИ» БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ»

Годынская Наталья Викторовна

СТАТЬЯ: "ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ"

Учите детей наблюдать и ориентироваться в дорожной обстановке

Современные города очень быстро развиваются и растут, увеличивается количество автомашин и интенсивность движения на дорогах. Дорожная обстановка сложна в наблюдении, хотя на первый взгляд это и незаметно. Транспортные средства двигаются со скоростями, десятикратно превышающими скорость, привычную для человека. Кроме того, на дороге много предметов, мешающих вовремя заметить приближающийся автомобиль (другие автомобили, автобусы, деревья, кусты, рекламные щиты и т.д.). Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравнимо большей интенсивности автомобильного движения. Вследствие этого, необходимо в каждом дошкольном учреждении предусмотреть комплекс разнообразных мероприятий по формированию навыков безопасного поведения на дороге. Знакомить с правилами поведения необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны и становятся нормой поведения.

Наши задачи: познакомить детей с некоторыми правилами дорожного движения; учить уважать и соблюдать дорожные правила – основу безопасности на дорогах; развивать психические качества ребенка: восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение; воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте.

Обучение дошкольников безопасному поведению на дороге, необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:

- принцип системности (работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года);

- принцип учета возрастных особенностей (занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий)»;

- принцип постепенности (знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются);

 - принцип интеграции (тематика работы по ПДД включается в тематику других занятий, например, по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также и другие виды ежедневной деятельности детей);

 - принцип практического применения знаний (необходимо добиваться от детей не заучивания правил дорожного движения, а перехода теоретических знаний в практические умения);

 - принцип преемственности работы детского сада и семьи (родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса).

Незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части, чаще всего является причиной дорожно-транспортных происшествий с детьми. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Некоторые ребята считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять игру.

Для того чтобы, дошкольники усваивали правила дорожного движения и овладели навыками безопасного поведения на дороге мы создаем соответствующую материальную базу:

 - художественная литература по дорожной тематике (сборники загадок стихов, рассказов),

- разнообразный иллюстративный материал, плакаты, диафильмы, схемы, сюжетные картины,

 - атрибуты к сюжетно-ролевым, подвижным играм (жезл, свисток, фуражка, нагрудные знаки с изображением транспорта, рули и др.),

 - наборы дорожных знаков, светофоры, транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые автомобили, автобусы, поезд и др.),

 - разнообразные игры: настольно-печатные, дидактические, пазлы и др. - методическая литература,

 - макеты,

- специально оборудованные площадки.

Через игровую деятельность дети лучше усваивают и закрепляют знания по ПДД. Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге. Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Наглядные, не всегда правильные реальные примеры «так поступают взрослые» должны быть критически переосмыслены воспитанниками с помощью игровых форм обучения. Игра должна натолкнуть ребенка на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. Проигравшим в игре оказывается тот, кто выбрал путь «так поступают взрослые». Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги школы, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл. Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в городе. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения.

Используя в своей работе игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, мы помогаем воспитанникам планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающих элементарные общепринятые нормы и правила поведения на улице и в транспорте.

 Только в тесном сотрудничестве детского сада, семьи и дорожно- патрульной службы, полученные дошкольниками знания и усвоенные правила, станут нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Важно помнить, пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение присмотра и оздоровления № 81 Красногвардейского района

 Санкт-Петербурга

Статья на тему: «ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «КАПЕЛЬКИ» БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ»

Составитель:

                                                                               Воспитатель: Годынская Н.В.

Санкт-Петербург 2015 год

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ

Учите детей наблюдать и ориентироваться в дорожной обстановке

Современные города очень быстро развиваются и растут, увеличивается количество автомашин и интенсивность движения на дорогах. Дорожная обстановка сложна в наблюдении, хотя на первый взгляд это и незаметно. Транспортные средства двигаются со скоростями, десятикратно превышающими скорость, привычную для человека. Кроме того, на дороге много предметов, мешающих вовремя заметить приближающийся автомобиль (другие автомобили, автобусы, деревья, кусты, рекламные щиты и т.д.). Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравнимо большей интенсивности автомобильного движения. Вследствие этого, необходимо в каждом дошкольном учреждении предусмотреть комплекс разнообразных мероприятий по формированию навыков безопасного поведения на дороге. Знакомить с правилами поведения необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны и становятся нормой поведения.

Наши задачи: познакомить детей с некоторыми правилами дорожного движения; учить уважать и соблюдать дорожные правила – основу безопасности на дорогах; развивать психические качества ребенка: восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение; воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте.

Обучение дошкольников безопасному поведению на дороге, необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:

- принцип системности (работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года);

- принцип учета возрастных особенностей (занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий)»;

- принцип постепенности (знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются);

 - принцип интеграции (тематика работы по ПДД включается в тематику других занятий, например, по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также и другие виды ежедневной деятельности детей);

 - принцип практического применения знаний (необходимо добиваться от детей не заучивания правил дорожного движения, а перехода теоретических знаний в практические умения);

 - принцип преемственности работы детского сада и семьи (родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса).

Незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части, чаще всего является причиной дорожно-транспортных происшествий с детьми. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Некоторые ребята считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять игру.

Для того чтобы, дошкольники усваивали правила дорожного движения и овладели навыками безопасного поведения на дороге мы создаем соответствующую материальную базу:

 - художественная литература по дорожной тематике (сборники загадок стихов, рассказов),

- разнообразный иллюстративный материал, плакаты, диафильмы, схемы, сюжетные картины,

 - атрибуты к сюжетно-ролевым, подвижным играм (жезл, свисток, фуражка, нагрудные знаки с изображением транспорта, рули и др.),

 - наборы дорожных знаков, светофоры, транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые автомобили, автобусы, поезд и др.),

 - разнообразные игры: настольно-печатные, дидактические, пазлы и др. - методическая литература,

 - макеты,

- специально оборудованные площадки.

Через игровую деятельность дети лучше усваивают и закрепляют знания по ПДД. Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге. Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Наглядные, не всегда правильные реальные примеры «так поступают взрослые» должны быть критически переосмыслены воспитанниками с помощью игровых форм обучения. Игра должна натолкнуть ребенка на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. Проигравшим в игре оказывается тот, кто выбрал путь «так поступают взрослые». Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги школы, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл. Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в городе. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения.

Используя в своей работе игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, мы помогаем воспитанникам планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающих элементарные общепринятые нормы и правила поведения на улице и в транспорте.

 Только в тесном сотрудничестве детского сада, семьи и дорожно- патрульной службы, полученные дошкольниками знания и усвоенные правила, станут нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Важно помнить, пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.