«Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности»

Ионцева Наталья Владимировна

 «Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности»

Дошкольный возраст – этап психического развития ребенка от 3 до 6-7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

По мнению Леонтьева А.Н., дошкольное детство – это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. Ребенок в игре и других видах деятельности овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ними. Шаграева О.А. отмечает, что ребенок испытывает свою независимость от непосредственно окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его межличностные взаимодействия с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены его радости и огорчения, которые ребенок познает в игровой деятельности. knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65635b3ac68a5d...3a88421206c27_0.html

С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых. ModernLib.ru/books/n_f_gubanova/igrovaya_deyatelno..._detey_3-7_let/read/

Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техниче­ская сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зри­мом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра — это не всеобщая форма жизни всех детей, она — образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе обще­ственного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, ког­да надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенден­ция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возни­кает игра.

knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития". Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, но и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Исследователи (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Л. А. Венгер, И. Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С. Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).  nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/10/o

 

Однако игра - не только источник удовольствия, она чрезвычайна важна для развития ребенка. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развиваются способность к воображению, образному мышлению.

Игра для ребенка – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы «детской комнаты» и построить свой собственный мир. В игре ребенок участник интересных событий. Игра позволяет ему остановить мгновение, повторить и прожить его много раз. Следовательно, игра обеспечивает: эмоциональное благополучие, желание действовать как взрослый, управлять вещами (которые на самом деле пока еще не очень подчиняются ему) и позволяет реализовывать самые разные желания и стремления.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой дети по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

ModernLib.ru…n_f_gubanova/igrovaya…metodicheskie…

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов, развивается произвольное поведение, внимание, память, оказывает большое влияние на личностное развитие каждого ребенка .

dohcolonoc.ru/cons/5277-metodicheskie-rekomendatsi...oj-deyatelnosti.html

  Личностные качества ребенка формируются в активной игровой деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В ходе игровой деятельности воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность. Ребенок должен сам захотеть решить игровую задачу, проявив при этом максимум самостоятельности, активности. В процессе игровой деятельности происходит формирование психики, развитие способностей, жизненной активности, значимых качеств личности, любознательности, инициативности, настойчивости, поведения, самостоятельности, организованности, дисциплинированности.

Ведущее значение  игры  в  дошкольном  возрасте  определяется  не количеством  времени,  которое  ребенок  ей  посвящает,  а  тем,  что она удовлетворяет  его  основные  потребности;  в  недрах  игры зарождаются  и развиваются  другие  виды  деятельности (труд,  учение); игра в  наибольшей мере способствует психическому развитию ребенка.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития личности в целом. Принимая на себя в игре различные роли,  ребенок проникается их чувствами, сопереживает. А это означает развитие у него социальных эмоций, начал нравственности. Дети учатся в игре взаимодействовать с другими людьми, осваивать правила и способы взаимодействия, обретают опыт взаимопонимания, учатся объяснять свои действия и намерения, согласовывают их с другими детьми.

В игре ребенок получает опыт произвольного поведения - учится управлять собой, соблюдая правила игры. Учится сдерживать свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля взрослых.

Игровая деятельность ребенка вплоть до младшего школьного возраста, это жизнь ребенка, его восприятие действительности, его эмоции, его главная работа. В игре ребенок отражает реальность, но, не копируя ее, а трансформируя через свои собственные эмоции все увиденное и услышанное. Играя, дети перенимают опыт старших, налаживают межличностные отношения, учатся следовать правилам, осваивают азы хорошего поведения.[3,с.4]

Таким образом, особенностями детской игры в дошкольном возрасте являются:

- Свобода  и  самостоятельность  детей  в  игре.  Проявляются  в  выборе игры,  ее  содержания,  ролей,  в  добровольности  объединения  с  другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры.

- Саморегуляция  действий,  поступков,  поведения  играющих.  Игра регулируется  определенными  правилами,  которые  регламентируют порядок игровых действий, правила поведения, взаимоотношений.

- Творческий характер игровой деятельности – творчество проявляется в выборе роли, сюжета, игрушек, предметов-заместителей.

- Эмоциональная  насыщенность  игры  –  ребенок  в  игре  проживает обыгрываемые  события,  получает  удовольствие,  снимает  напряжение, передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях.

- Игра  не  имеет  материально  выраженного  результата,  в  отличие  от продуктивных видов деятельности (изобразительной, трудовой). Ценность игры – в  возможности  развития  в  ней  всех  возрастных  новообразований дошкольников.

- Два  вида  отношений  между  детьми  в  игре  как  основа  организации детского  общества:  игровые  отношения  (определяются  содержанием, правилами  игры);  реальные  отношения  (проявляются  по  поводу  игры: сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил).

- Логическая  и  временная  последовательность  развития  игры  –обеспечивается  наличием  прямых  или  косвенных  правил,  отражающих содержание игры.[1. с.61]

Список литературы:

1. Карелина И.О. Дошкольная  педагогика:  курс  лекций:  учебно-методическое пособие.  Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.  71с.

2. ModernLib.ru…n_f_gubanova/igrovaya…metodicheskie…

3. Ионова, А. Н. Играем, гуляем, развиваем. / А. Н. Ионова.  М.: Издательство «Экзамен», 2010. 125 с.

4.knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65635b3ac68a5d...3a88421206c27_0.html

5.koipkro.kostroma.ru

6. http://www.maam.ru/users/iontsieva

          7. knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a

          8. Наталья Федоровна Губанова «Игровая деятельность в детском саду»

                ModernLib.ru/books/n_f_gubanova/igrovaya_deyatelno..._detey_3-7_let/read/

           9. dohcolonoc.ru/cons/5277-metodicheskie-rekomendatsi...oj-deyatelnosti.html

           10. nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/10/o