Основные направления культуры безопасного поведения по возрастам.

Павлинова Ирина Анатольевна

Формирование у детей культуры безопасного поведения предполагается, по шести направлениям:

·   на улице,

·   в воде,

·   при пожаре,

·   дома,

·   в природе,

·   при взаимодействии между собой.

Первые пять направлений оформлены в 5 блоков. Взаимодействие между детьми происходит на улице и дома, при пожаре и на воде. Поэтому шестое направление реализуется в течение всего года, без выделения его в отдельный блок.

Рассмотрим каждое направление.

Безопасность на улице.

Безопасность на улице предполагает обсуждение проблем, связанных не только с ПДД, но и с общением с незнакомыми людьми; с ситуацией пропажи ребенка; с культурой поведения
в транспорте, в общественных местах, на прогулке.

В младшем дошкольном возрасте дети активно изучают цвета. Происходит обогащение детей разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастает интерес к окружающему, особенно к средствам передвижения.

Важно знакомить детей именно с тем видом транспорта, который присущ их местности. Наблюдения с детьми за транспортом, анализ увиденного позволит им выделить отличительные особенности пассажирского и грузового видов транспорта.

Во время прогулки к ближайшему перекрестку дети следят
за работой светофора, уточняют назначение его световых сигналов для пешеходов и водителей. Полученные знания закрепляются в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо – плохо», «Собери светофор»). Необходим перенос впечатлений, полученных на экскурсии и в беседе, в сюжетно-ролевую игру, где водители управляют машинами, дорогу переходят мамы
с колясками, по тротуарам шагают дети в школу и в детский сад, взрослые спешат на работу.

Важно содействовать различению проезжей части и тротуара, обочины. Элементарное ориентирование в пространстве заключается в согласовании своих действий с определенными правилами (на красный свет – стоять, на зеленый – переходить дорогу).

В среднем дошкольном возрасте воспитатели детально знакомят детей с местами движения машин и людей. Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводится играм на развитие внимания («Что изменилось?», «Кто ушел?», «Сделай, как было» и др.). В игровых ситуациях дошкольники учатся правильно вести себя в общественном транспорте (не толкаться, не кричать, разговаривать тихо, не бегать по салону и т. п.).

Дети встречаются с сотрудником ГИБДД, рассматривают патрульную машину, знакомятся с назначением светового сигнала – маячка на крыше машины.

Новым для них будет разговор о видах пешеходного перехода, способах перехода. Дети упражняются на макетах в группах, на учебной разметке участка детского сада.

Дети учатся ориентироваться на территории детского сада
и во дворе своего дома, знакомятся с названиями общественно-бытовых зданий в ближайшем окружении. У них развиваются наблюдательность и любознательность, они продолжают знакомиться с правилами дорожного движения: улицу нужно переходить в специально отведенных местах. Необходимо содействовать формированию у детей умения передавать в своих рисунках, аппликациях впечатления, полученные от наблюдений на прогулке, экскурсии, от спектакля, мультфильма.

В старшем дошкольном возрасте дети изучают азбуку улиц и дорог, знакомятся с понятиями «дорожные знаки», «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход» и «наземный пешеходный переход». Для этого проводятся целевые прогулки к перекрестку, вдоль улицы, экскурсии, беседы, игры; вместе
с педагогом дети читают художественную литературу, решают логические задачи.

При ознакомлении с дорожными знаками работу начинают со знаков для пешеходов:

· информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса или троллейбуса»;

· запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

· знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

В программе имеется много интересных наработок по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, так как данной теме традиционно уделяется большое внимание в дошкольных учреждениях.

Несколько сложнее обычно обстоит дело с воспитанием культуры поведения в общественных местах, при встрече с незнакомым человеком, при насилии и психическом давлении
на ребенка со стороны постороннего.

В нашей программе даются конкретные рекомендации, конспекты занятий, подборка игр на эту тему.

Педагогу необходимо говорить об опасности контактов
с незнакомыми взрослыми.
Диагностика показывает, что большинство детей видят опасными людей с неприятной внешностью или неопрятно одетых. При помощи анализа сказок («Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Золушка», «Аленький цветочек») педагог подведет детей к мысли о том, что внешность зачастую обманчива. Нужно быть осторожным с незнакомыми людьми.

Но вместе с тем важно настроить детей на мысль, что нет людей плохих и хороших, есть люди с плохими намерениями. Таким образом, мы убережем ранимую в детском возрасте психику от таких негативных моментов, как недоверие ко всем, враждебность по отношению к посторонним людям, неприятие помощи в нужный момент.

В проблемных ситуациях следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, сажает в машину) и выработать с детьми тактику поведения в подобных ситуациях. В этом педагогу могут помочь специалисты МЧС района. Способы поведения зависят от местонахождения ребенка, возраста, наличия рядом взрослых, особенностей района проживания. Защитное поведение успешно отрабатывается в ходе занятий
с элементами тренинга. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите!». Цель педагога – научить детей (прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе), как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Ситуации, связанные с потерей ребенка в общественных местах, не новы. И здесь уместно опереться на опыт животных. У многих видов животных потерявшему мать малышу положено оставаться на месте и подавать сигнал бедствия. А мать должна активно разыскивать детеныша, ориентируясь на его писк. Именно такую форму разрешения критической ситуации – потери друг друга – выработала дикая природа. Соответственно, наиболее корректный выход из подобной ситуации – оставаться на месте и громко кричать, привлекая внимание взрослых.

И наконец, формирование культуры поведения на улице, в транспорте и в общественных местах необходимо для детей всех возрастов, как в рамках общеобразовательной программы детского сада, так и в рамках «Азбуки безопасности».  

Проанализировав имеющуюся литературу и статистику, основываясь на собственном опыте, мы выработали правила для детей всех возрастных групп.

Детям важно понять, что:

·   ни при каких обстоятельствах нельзя уходить с посторонним человеком;

·   при насилии надо громко кричать, призывая на помощь;

·   если потерялся, необходимо обратиться за помощью к взрослому;

·   нельзя бросать мусор на улице;

·   нельзя играть с незнакомыми, принадлежащими другим людям животными;

·   нельзя рвать цветы.

Безопасность в воде.

Нет методических рекомендаций по способам обучения безопасному поведению, связанному с водой. Все отлично понимают пользу, которую приносит вода ребенку: закаливание организма, физическое развитие, укрепление нервной системы. Вопрос только в том, при каких обстоятельствах вода может нанести вред. Здесь воспитателю детей старшего дошкольного возраста важно поговорить с детьми о температуре воды, оптимальной для купания; о местах купания (пологий берег, медленное течение, прозрачная вода, песчаное дно).

Задача родителей заключается в недопущении купания в неустановленных местах, в запрещении катания на неприспособленных для этого средствах, в присмотре за детьми. Родителям важно знать, что места для обучения детей дошкольного возраста плаванию должны быть глубиной не более 0,7 метра. В местах купания должен быть пологий уклон до глубины 1,5 метра без ям, уступов, водорослей, камней, стекла.

Педагогам необходимо прививать культуру безопасного поведения на берегу, в воде, в бассейне детям старшего дошкольного возраста. При купании дети должны соблюдать следующие правила:

1) купаться только в отведенных для этого местах;

2) не заплывать за знаки ограждения мест купания;

3) не допускать нарушения мер безопасности на воде;

4) не плавать на надувных камерах, досках, матрацах без присмотра родителей;

5) не купаться в воде, температура которой ниже + 18 °С;

6) купаться только в присутствии старших.

Очень важно своевременно оказать помощь утопающему. От этого зависит жизнь пострадавшего. Дети могут бросить спасательный круг, если таковой имеется под рукой.

Педагоги обязательно акцентируют внимание старших дошкольников на опасности катания на льду озера или реки поздней осенью и весной. Проигрываются ситуации спасения и способы оказания помощи при обморожениях.

Обучение младших дошкольников сводится только к формированию культуры безопасного поведения в бассейне:

·   входя в бассейн, не толкаться;

·   в бассейне не хватать за руки и за ноги другого малыша;

·   кричать только в случае опасности;

·   не прыгать в бассейн, а спуститься по лесенке.

Безопасность при пожаре.

По статистике, большая часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет
9 случаев из 10.

Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, не адаптированных
к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ, детские шалости с огнем.

Формирование культуры безопасного поведения при пожаре включает как отработку навыка, так и психологическую готовность действовать в такой ситуации.

В младшем дошкольном возрасте важно отработать навык эвакуации. Пилотное исследование показало, что детям 3–4 лет свойственно прятаться от огня в шкаф или под кровать либо плакать и звать на помощь маму.