« Музыка и её влияние на здоровье человека».

Матяж Дина Мирзадзановна

В детском саду на музыкальных занятиях дети с младшей группы знакомятся с различной музыкой, от классики до музыки разных народов. Они учатся разбирать её по частям, слышать характер, настроение, чувствовать  переживания различных персонажей, подбирать соответствующие картинки к музыке, рисовать схемой характер, подбирать соответствующие к музыке инструменты и подыгрывать на них. К подготовительной группе дети различают жанры музыки, могут выполнить различные танцевальные движения, которые характерны для той или иной пьесы. А в  подготовительной они уже слушают отрывки из симфонии, оперы и балета.  Но так как время занятий ограничено,

хотелось бы, чтобы ребёнок и дома обогащал свой музыкальный запас. В наше время многие дети гиперактивны и я хочу посоветовать вам слушать с ними музыку для релак-сации (т.е. расслабления).В продаже есть серия музыки « Малыш в деревне»,

« Малыш в лесу», « Малыш у моря» и т.д.  В эти сборники включены  классические  произведения с шумом леса, моря, голосов животных, так же есть серия « Хэппи Бэби»,  где классическая  музыка записана без низких звуков и подобрана по гороскопу ребёнка.

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

« Музыка и её влияние на здоровье человека».

     Дверь в мир музыки человеку впервые открывает его мама. Вы спросите   почему?   Потому что ещё в утробе матери ребёнок слышит ту музыку, которую   слушает будущая мама. И уже тогда начинает реагировать на музыку. Учёные доказали, что во внутриутробный период дети просто млеют от музыки Вивальди, и начинают нервничать под металл и тяжёлый рок.

     А когда рождается малыш, первое пение он опять таки слышит от матери, которая поёт ему колыбельные. А вы поёте своим детям колыбельные? Поверьте для вашего ребёнка голос мамы, лучше всех золотых голосов мира, потому что это самый  ласковый, самый успокаивающий и самый любящий голос на свете. Для ребёнка  очень важно слышать мамину колыбельную даже самую простую  (н/р: «Баю-баю).

     Но вот ребёнок стал подрастать и ему нужно расширять  свой музыкальный кругозор и самое доступное и понятное в этот период для него – детские песенки, через которые он познаёт мир, характеры, различные образы, понятие о доброте, дружбе и многое другое. Поднимите руки у кого есть дома диски с детскими

песнями? Отлично! На первый взгляд может показаться, подумаешь какая разница слушает ребёнок детские песни или нет. А если вдуматься слушая их ребёнок развивает воображение, память ритмический слух, учиться правильно интонировать ( т.е. чисто петь), через песни он пополняет свой словарный запас, развивается речь, а если ребёнок ещё и танцует под песенки, то укрепляются мышцы всего организма, придумывая движения ребёнок развивается творчески, не говоря уже про хорошее настроение.

    Но для развития музыкального вкуса одних детских песен  не достаточно. Конечно ребёнок дома слушает и эстрадную музыку и это хорошо, малыш должен идти в ногу со временем, но он ещё не может отсеять плохую музыку от хорошей и впитывает , как губка всё что предложат взрослые. Поэтому на вас лежит ответственность за отбор музыки.

    Категорически нельзя слушать при детях музыку с нецензурной речью, песни с откровенно взрослыми словами и сюжетами, так же тяжёлый рок и металл такая музыка разрушает ещё хрупкую психику детей , нельзя слушать музыку очень громко, это может повлиять на слух ребёнка.

    Для того чтобы воспитать хороший музыкальный вкус, ребёнку нужно слушать классическую музыку. Кто из вас дома слушает классику? Очень мало. А ведь классические произведения помимо того, что воспитывают музыкальную культуру ещё и лечат. На этом я хочу остановиться немного подробней.

    « Музыка - есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам,

она может и отравлять и исцелять» - писал Циолковский. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от недугов, которые неподвластны врачам. В последние

десятилетия на западе музыку применяют в трёх направлениях: как средство облегчения болей, для коллективного лечения в больницах, особенно в психиатрических клиниках, и качестве трудотерапии.

     Правильно подобранная музыка оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. Негармоничная музыка напротив изменяет кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до полной его остановки. Интересен результат обследования участников рок- концертов, полученный группой японских журналистов, которые обошли все крупнейшие рок-залы Токио и произвольно выбранным из толпы участникам задали три вопроса:

 Как вас зовут? Какой сейчас год? Где вы находитесь? Ни один из опрошенных не смог ответить.

     Музыковед Кристоф Рюгер считает пригодным для психотерапии только классическую музыку. Самая необыкновенная музыка у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная и совершенно очаровательная в своей простоте.

   Это своего рода музыкальный феномен, который учёные назвали « эффект Моцарта». По мнению учёных музыка этого композитора способствует развитию умственных способностей  у детей. А вот Брамс, страстным стремлением к покою и внутренней гармонии исцелит от усталости. « Картинки с выставки» Мусоргского умиротворят в гневе. От раздражительности и неврозов  поможет музыка Чайковского, головную боль снимает прослушивание полонеза Огинского, нормализует сон, а также улучшает работу мозга– сюита « Пер Гюнт» Грига, кровяное давление и сердечную деятельность нормализует « Свадебный марш» Мендельсона, поднимают настроение, избавляют от депрессии – джаз, блюз. Гастрит и язву лечит  Симфония№5» Бетховена, « Вальс цветов» Чайковского также поможет в исцелении язвы, от неврозов поможет музыка Сен-Санса « Лебедь»,  Шуберта « Аве Мария», Бетховена « Лунная соната», а для повышения творческого импульса слушайте « Таней с саблями» Хачатуряна. Учтите, что лечение музыкой должно быть не утомительным, регулируйте для себя силу и громкость звука.      

      Начните слушать классику! Я позволю себе сравнить классику с оливками. Когда люди впервые пробуют оливки, кому то нравится сразу, а кто-то говорит:

« Что за гадость?» , но они полезные и человек через силу съедает 1 штуку, через день 2 штуки, а к концу недели он может есть оливки без отвращения. Через месяц ему уже нравится их специфический вкус, и вот наступает момент, когда человек становиться поклонником оливок  и может съесть их целую банку. Так и с классикой. Ваш слух не приучен её слушать, т.к. эта музыка не простая. В ней заложен смысл, настроение, переживания композитора, и вы постепенно малыми дозами, слушая классику вдруг почувствуете всю красоту, вдохновение, которое заложено в ней и веками не стареет и не выходит из моды. И когда вы это почувствуете вы станете поклонниками классики, и сможете слушать не маленький отрывок, а целую симфонию. Главное начать ,я приготовила для вас памятки, которые называются « Музыка лечит», надеюсь они вам пригодятся.

   В детском саду на музыкальных занятиях дети с младшей группы знакомятся с различной музыкой, от классики до музыки разных народов. Они учатся разбирать её по частям, слышать характер, настроение, чувствовать  переживания различных персонажей, подбирать соответствующие картинки к музыке, рисовать схемой характер, подбирать соответствующие к музыке инструменты и подыгрывать на них. К подготовительной группе дети различают жанры музыки, могут выполнить различные танцевальные движения, которые характерны для той или иной пьесы. А в  подготовительной они уже слушают отрывки из симфонии, оперы и балета.  Но так как время занятий ограничено,

хотелось бы, чтобы ребёнок и дома обогащал свой музыкальный запас. В наше время многие дети гиперактивны и я хочу посоветовать вам слушать с ними музыку для релак-

сации (т.е. расслабления).В продаже есть серия музыки « Малыш в деревне»,

« Малыш в лесу», « Малыш у моря» и т.д.  В эти сборники включены  классические  произведения с шумом леса, моря, голосов животных, так же есть серия « Хэппи Бэби»,  где классическая  музыка записана без низких звуков и подобрана по гороскопу ребёнка.

   

  В заключении хочется выразить свои мысли словами великого композитора и педагога

Нейгауза: « Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой особенно успешно они произрастают». Я желаю, чтобы вы создали у себя дома такую почву для своих детей.

 .



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 96 комбинированного вида»

 Московского - Кировского района.

«Развития музыкально-ритмических движений в рамках ФГОС

музыкального образования старших дошкольников

(на основе программы А.Бурениной)»

                                               

     

    Выполнила:

Матяж Дина Мирзадзановна,

музыкальный руководитель (I-ой категории)

Казань,2015г.

Введение

   В процессе музыкально-ритмического воспитания я использую программу «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального»)  инструмента.  Основная направленность этой программы  - ориентация  не только на развитие детей, но и совершенствование   профессионализма  самого педагога в области ритмопластических движений,  выявление индивидуального стиля  деятельности  и в связи с этим  коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - вот первая отличительная особенность данной программы.

  Вторая особенность – это использование  в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном «живом» исполнении, а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято  в традиционных музыкально-ритмических Идя от простого к сложному, от детских песен  к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М,Мусоргского,  П.Чайковского, Э. Грига, К. Сен - Санса и др.),   ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская  как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроения и содержание  и постигая при этом  на телесном, зрительном, и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

 Третья особенность данной программы  - это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне  обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их  подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребёнка.

 Другими словами, данная программа  является  музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленные также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации в движении под музыку, что требует  свободного и  осознанного   владения телом. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. За год работы передо мной всегда стоял вопрос - выбора танцевального материала, программа представила мне 100 различных композиций для детей от 3 до 9 лет. Другая ее особенность - это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, какие как: «Антошка», «Чебурашка» В.Шаинского, «Разноцветная игра» Савельева, «Волшебный цветок» В. Чичкова , но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

  Среди всего этого многообразия  А.И. Буренина предлагает нам коммуникативные танцы-игры, которые занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…» то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.  Особенность коммуникативных танцев-игр заключается в несложных движениях, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т.д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах  как правило, есть игровые сюжеты, что облегчает их запоминание. Таким образом реализуются следующие направления воспитательной работы:

- развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

   Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение к друг другу, то в целом они производят  положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляется в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата  в детской группе.

 Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а присутствующие являются участниками и созидателями игрового действия. Этот момент  является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом   сам процесс его участия в танце-игре.

  Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Это особенно  актуально  для настоящего времени, поскольку совместные праздники  и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах, где собраны дети разных возрастов  (дошкольники, учащиеся младших, средних и старших классов).

Ещё  одно важнейшее направление использования подобного материала – это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми имеющие различную патологию развития (как правило у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

  Как известно, особый ребёнок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него не адекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В  несложных, но весёлых и подвижных  танцах-играх  дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т.д. Всё это делает прекрасный эффект. В коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).

  Коммуникативные игры являются  универсальным материалом в педагогической работе.

  Доступность этого материала позволяет нам использовать его  в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях, и в коррекционной работе с детьми.

  Современный  ФГОС  ДО предъявляет  высокие требования к развитию творческих способностей дошкольников. Это обязывает музыкальных руководителей  организовывать процесс  художественно-эстетического  воспитания с учётом новых требований. Готовых программно-методических материалов  по данному направлению разработано достаточно, но они разработаны до создания ФГОС  и нуждаются в доработке и  адаптации.

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.

Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях

ДОУ, возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально- ритмическим и танцевальным движениям.

  Проблема развития творческих способностей у старших дошкольников

состоит в необходимости продолжения развития у детей ритмических и       танцевальных движений, заложенных природой, т.к. такое творчество может развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога.

  Поэтому наш проект посвящён развитию творческих способностей, посредством ритмических движений.

  В процессе педагогической деятельности выявлен недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений, предлагаемых программой музыкального воспитания в ДОУ, который влияет на развитие творческих способностей старших дошкольников. При этом, в качестве средства подготовки детей к творчеству, выступает обучение.

  Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными выполнять творческие задания. Причина в том, что в процессе обучения дети механически  заучивают движения, не осмысливая их, без яркой выразительности исполнения.

  Исходя из этого – одним из главных условий развития у старших дошкольников творчества в танце, является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение танцевальными движениями.

  Самостоятельно дошкольники этого сделать не могут. Требуется целенаправленное обучение, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения.

Основная часть

  С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с пониженной эмоциональностью, частичной дискоординацией, напряжением мышечного аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя в танце. Поэтому процесс развития творческих способностей у ребенка замедляется. Проблеме изучения произвольности поведения в процессе развития двигательной активности никогда не уделялось должного внимания.

  В связи с этим перед музыкальным руководителем стоит задача формирования двигательной активности детей, развития музыкального слуха, памяти, воображения, посредством освоения ребенком музыкально-ритмических движений и, как следствие, развиваются творческие способности у ребенка, в виде раскрепощенности в движениях, ориентации в пространстве, координации движений.    

  Танец является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций, способствует повышению работоспособности и психологической разрядке.

  Наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах, изучая законы жизни, ученые-физиологи, ученые-врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных целях. «Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).

  Особенно ярко проявляется взаимосвязь музыки и движений у детей. Известно, что при помощи движений ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах дети расширяют свои познания о действительности.

  В процессе занятий музыкально- ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

  Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

   Приобщаясь к образцам народной, русской классической и современной музыки, формируется нравственный образ ребенка, развивается музыкальность и художественный вкус, воспитывается любовь к Родине.

  Исполняя групповые, парные танцы, участвуя в подвижных музыкальных играх, у детей воспитывается активность, дисциплинированность, чувство коллективизма, умение оценить себя и товарища.

  Возраст 4 — 5 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.

  Кружок дополнительного образования «Хрустальный каблучок» разработан на основе:

программы А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» (по ритмической пластике для детей 3–7 лет);

учебно-методическому пособию «Са-фи-дансе» (по танцевально-игровой гимнастики для детей).

Цель:

  Разработать и реализовать программу развития музыкально-ритмических движений в рамках музыкального образования старших дошкольников. Определить уровень развития у  воспитанников ДОУ творческих способностей через развитие музыкально- ритмических и танцевальных движений.

Задачи:        

 1. Совершенствовать ритмопластические движения как у детей, так и у педагогов.

 2. Приобщать к миру прекрасного  от детских песен до симфонических произведений  композиторов –классиков с помощью пластических этюдов.

 3. Свободно осознанно владеть телом.

 4. Развивать  коммуникативные качества .

 5. Выявить, какими знаниями, умениями и навыками владеют       дошкольники для выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений в начале учебного года.

 6. Проследить изменения показателей музыкально-ритмических и танцевальных движений в период  учебного года.

 7. Определить уровень развития творческих способностей у дошкольников  в конце учебного года.

Инновационность

  Заключается в определении путей развития творческих способностей  дошкольников посредством музыкально-ритмической и танцевальной деятельности:

- изменение требований к педагогической работе (от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие  задачи, развивать способности к самореализации сочетанием творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов);

- расширение форм социальных и культурных практик на основе идеи  творческих способностей ребенка, предоставив ему возможность выбора.

Образовательные:

- обучить детей танцевальным движениям;

- формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;

-  формировать пластику, культуру движения, их выразительность;

- формировать умение ориентироваться в пространстве;

- формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

  Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

- формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе;

- формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

  Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

- развивать творческие способности детей;

- развить музыкальный слух и чувство ритма;

- развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

-укрепление здоровья детей.

Возраст детей и срок реализации программы.

  Курс программы рассчитан на 1 год — проведение занятий 2 раза в неделю, длительность занятия – один академический час – 30 минут (общий объём – 72 занятий в год).

  Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

  Форма работы:

  Используется групповой способ реализации (10-14 детей).

В соответствии с ФГОС программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

-развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

-сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.   -содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

-единство  воспитательных,   развивающих  и обучающих   целей   и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

-принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, художественно-эстетическое творчество, познание, социально-коммуникативная, речевое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

  Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

-признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

-признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

-уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

  Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

  Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

  Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.

  Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

  Принцип — развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающее - тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

Перечень вспомогательного материала:

-музыкально-дидактически игры для развития чувства ритма;

-видеопособия (ритмические игры);

-нотные приложения;

-аудио- и видео-записи;

-схемы танцевальных движений;

-разнообразная атрибутика;

-танцевальные костюмы.

  Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:

- танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят:

- игроритмика;

- игрогимнастика;

- игротанцы;

- диско-разминка;

  Нетрадиционные виды упражнений:

- игропластика;

- пальчиковая гимнастика;

- игровой самомассаж;

- музыкально-подвижные игры.

    Креативная гимнастика:

- музыкально-творческие игры;

- специальные задания.

  Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

  Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям: музыкальная игра.

Музыкальная игра

  Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и, облегчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

  В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

  В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, правила которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

  Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т. д. Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

Пляски, танцы, хороводы.

   Своеобразной формой музыкально — ритмических движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.

Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последовательно сгруппировать:

- пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения;

- пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

- свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску;

- хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями; 

- детский «бальный танец»,включающий разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Лёгкий, оживленный характер музыки сопровождается всё время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг галопа);

- характерный танец,в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец снежинок, танец Петрушки).

  В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как детям трудно запомнить их последовательность.

Упражнения.

  Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

  Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп, динамику, метроритм) , передавая это в движениях.

   Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать общее настроение, характер. Однако в процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала.

  Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в первую очередь, от психофизиологических особенностей. Разучивание движений только тогда будет эффективно, когда оно основано на знании возможностей ребенка, а так же требуется строгий учет его возрастных психофизиологических особенностей. Танцуя, ребенок, включается в творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и навыки.

  Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков.

  Ожидаемые результаты:

  - разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста;

  - улучшение физического развития;

- повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности.

Интеграция содержания образовательной области

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

Художественно-эстетическое творчество

Развитие детского творчества.

Приобщение к танцевальному искусству.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

 Физическая культура

Развитие физических качеств  для музыкально- ритмической деятельности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья  детей. Релаксация.

Социально-коммуникативная

Формирование представлений о танцевальной культуре и искусстве.

Развитие игровой деятельности.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности к окружающему сообществу.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

«Познание»

Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений.

Знакомство с историей танца, ритмическими движениями разных танцев. 

Расширение кругозора детей.

Сенсорное развитие.

Формирование целостной картины мира в сфере творчества

Критерии уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей старших дошкольников.

  Музыкально-ритмические движения:

Высокий: знает словесное обозначение движений, самостоятельно выполняет движения.

Средний: путается в словесных обозначениях, выполняет движения частично с педагогом.

Низкий: не называет движения, выполняет их только с педагогом.

  Танцевальные  движения:

Высокий: самостоятельное исполнение, движения яркие, выразительные.

Средний: знает движения, движения невыразительные.

Низкий: выполняет движения только с педагогом.

 

Вывод

  Программа развития музыкально-ритмических движений ставит своей целью приобщить детей  к танцевальному искусству, способствовать развитию творческих способностей старших дошкольников через танцевальную и  музыкально – ритмическую деятельность.

   Главными условиями развития детей на занятиях  являются:

- поддержка интереса и желания заниматься;

- сочетание игровых и творческих моментов

 -доброжелательная обстановка.

Ресурсное обеспечение

Дидактический и наглядный материал:

Костюмы, атрибуты к сюжетным, народным танцам, учебно-методические пособия (картотека музыкальных игр, ритмические карточки, копилка  движений «Танцующие человечки», копилка пальчиковых игр, сборник  «Ладушки»).

  Программа танцевального кружка «Хрустальный каблучок»: направленность программы, ее принципы, цель и задачи, перспективное планирование, календарное планирование  и т.д.

Литература

- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей  дошкольного и младшего школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000.

-А.И.Буренина «Коммуникативные игры» - 2007.

- Е.В.Горшкова «От жеста к танцу» - М.: Гном и Д, 2002.

- М.А.Михайлова «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» –М.: Ярославль  «Академия развития», 2004.

- М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду – М.:ТЦ Сфера2003

- Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» – М.: Просвещение, 1981.

- Н.В.Зарецкая «Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для практических  работников ДОУ – М.: Айрис – пресс, 2005.

- Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и др. – М.: Учитель, 2012.

- С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду – М.: ЛИНКА- ПРЕСС,2006.

- С.И.Беки, Т.П. Ломова «Музыка и движение». Упражнения, игры, пляски для детей  5-6, 6-7 лет. – М., 1984.