педагогический проект по формированию читательского интереса у дошкольников
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.
Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Книжная радуга" | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»
г. Пролетарска Пролетарского района
Ростовской области
Педагогический проект по формированию читательского интереса у дошкольников
«Книжная радуга»
Автор:
воспитатель средней разновозрастной группы
Колиниченко Елена Николаевна
2015г.
«Читать — это еще ничего не значит,
что и как читать — вот в чем главное дело»
К.Д.Ушинский
«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища
– вкусная, питательная, светлая,
способствующая их духовному росту»
К.И.Чуковский
Паспорт проекта
Тема проекта «Формирование читательского интереса у дошкольников»
Вид проекта: творческо - исследовательский
Руководители проекта: Колиниченко Е.Н. – воспитатель средней разновозрастной группы
Срок реализации: сентябрь 2015г – август 2016г
Участники проекта: дети старшей и средней разновозрастных групп, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
База реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Звездочка" г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области.
Цели проекта:
- формирование у детей дошкольного возраста любви и уважения к книге;
- воспитание у детей культуры чтения (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой);
- помощь в формировании нравственной и духовной культуры дошкольников;
- привлечение детей и родителей дошкольного возраста в библиотеку;
привлечение внимания общественности города к проблеме детского чтения
Задачи проекта:
- развитие творческих способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста;
- развивать речь детей с помощью мероприятий в рамках проектной деятельности;
- знакомить детей с творчеством отечественных и зарубежных поэтов и писателей;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
- повышать культуру речи педагогов, родителей, детей;
- приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
- формировать эстетический вкус через знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге;
- взаимодействие учреждения культуры (Центральная городская детская библиотека им. Аматуни) и МБДОУ №3 в творческом развитии подрастающего поколения.
Значимость проекта:
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.
Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.
Исследования профессора Оксфордского университета Джона Стейна говорят нам о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Учёный уверен, что, читая, мы упражняем весь мозг. Мы воображаем происходящее на страницах так ярко, что словно проживаем с книжными героями их жизнь. С помощью МРТ-сканирования доказано, что человеческий мозг копирует и воспроизводит
те же ощущения, которые испытывают герои книг, как если бы это было реальностью. Учёные университета Суссекса определили, что всего 6
минут чтения снижают на две трети уровень стресса, что значительно быстрее по сравнению с прослушиванием музыки или пешей прогулкой. Книги – не только источник знаний, но и источник здоровья!
Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную детскую энергию, которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.
современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап подготовительный (сентябрь) – выявить уровень знаний воспитанников по теме. Выбор форм работы. Подбор методического обеспечения. Сделать рекламу для родителей о проекте.
2 этап – основной
реализация проекта с учетом интеграции образовательных областей
(октябрь – август)
Интеграция проектной деятельности с образовательными областями.
Познавательное развитие
- Беседы на тему: «Как появилась первая книга», «Где появился первый печатный станок», «Любимые книги разных стран», «Люди, которые трудятся над созданием книги»
- Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л.Барто, Н.Н.Носова, А.С.Пушкина и других в виде презентаций, турниров, конкурсов;
- Знакомство с трудом взрослых: с профессией «Библиотекарь», «Продавец книг» и другими.
Формирование представлений о праздничных датах: Дне космонавтики и др.;
- Знакомство с православными праздниками: масленицей, пасхой;
- Инициирование обсуждения проекта в кругу детей.
Речевое развитие
Освоение форм речевого этикета;
- Обогащение обществоведческого словаря;
- Использование в ответах на вопросы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;
- Формирование диалогической речи.
- Дидактические игры: «От каждого по словечку», «Задай вопрос герою», развивающие игры «А если бы…», «Хорошо-плохо», «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового конца сказки».
- Использование малых фольклорных норм: прибауток, потешек, пословиц, поговорок. - - Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.
Социально – коммуникативное развитие
- Приобщение к словесному искусству;
- Формирование интереса и потребности в чтении;
- Возможность выбора из большого количества художественной литературы
(в том числе с электронных носителей)
- Составление с детьми творческих рассказов: «История одной книги», «Мой поход в библиотеку». - Составление словесных описательных рассказов: «Угадай, что за сказка?», «Моя любимая книжка» (по мнемотаблицам). - Создание альбома с авторскими рассказами и стихами детей и родителей.
- организация сюжетно – ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин» ,
- Закрепление правил пребывания в общественном месте – библиотеке.
Художественно – эстетическое развитие
- Изготовление иллюстраций по рассказам А.Л.Барто, С.В.Михалкова, Н.Н. Носова;
- Оформление работ к народным праздникам: масленице, пасхе.
- Авторские выставки сотрудников ДОУ
-Викторины, кроссворды, «Незнайка в солнечном городе»
-Игры – драматизации;
- Театрализованные игры по сказкам: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок», «Репка».
Физическое развитие
- Использование динамических пауз и физкультурных минуток для снятия статического напряжения, повышения работоспособности во время мероприятий;
- Смена положения тела, статичности в течение мероприятия.
- Подвижные игры со сказочными персонажами.
Взаимодействие с родителями
Ежедневное чтение детям художественных произведений
- Использование для чтения рукописных книг и журналов, созданных детьми
- Введение в круг чтения детской периодики
- Подбор детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;
- Чтение с продолжением. Побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;
- Обучение ребенка правильному обращению с книгой, привлечение внимания к тому, как называется, кем создана книга, кто ее иллюстрировал;
- Создание детской домашней библиотеки
Родительские гостиные: «Наш лучший друг – книга»
- Консультации для родителей по теме: «Подари мне чтения доброго»
- Оформление альбома: «Книжкина неделя»,
- Консультация для родителей: «Роль книги в воспитании дошкольников».
- Разработка маршруты выходного дня (посещение библиотеки)
- «Издание» вместе с детьми семейной книги «Рассказы о животных»
Ожидаемый результат.
Умеют действовать согласовано, знают 5 – 8 артикуляционных упражнений, умеют произносить скороговорки в разных темпах. Умеют строить простейший диалог, составлять предложения с заданными словами. Знают историю создания книги. Умеют сочинять короткие рассказы, сказки.
Укрепление связей детской библиотеки с ДОУ, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;
Формирование модели взаимодействия внутри детской библиотеки - РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ - ДЕТСКИЙ САД - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.
Этапы реализации проекта.
1 этап
С чего все начиналось.
Нам в группу родители принесли разные книги. У детей сразу возникли вопросы. Какие бывают книги? Как они появились? Была сформирована проблема 3 вопросов: Что мы знаем о книгах? Что хотим узнать? Где узнать ответы на вопросы?
Что мы знаем о книгах? | Что мы хотим узнать? | Где узнать ответы на ваши вопросы? |
Бывают книги разных размеров: большие и маленькие, толстые и тонкие. Книги пишут писатели. В книгах есть картинки. Есть книги для детей, есть для взрослых. | Как и когда появилась первая книга, в какой стране?. Какие еще бывают книги. Как их печатают. Кто иллюстрирует книги. Как самостоятельно изготовить книжку. | Спрошу у мамы и папы. Расскажет воспитатель. Нужно посмотреть в книжке. Есть все в компьютере. Посмотреть в журнале. |
Календарный план мероприятий и книжных выставок.
«Знакомство с Азбукой» | детский праздник | сентябрь |
«Пора золотая» | Час поэзии | октябрь |
«Книжки-малышкам» | детский праздник для младшей группы | октябрь |
«Самуил Маршак» | бенефис поэта (к 125 — летию со дня рождения) | ноябрь |
«Голубой вагон» | игра-путешествие по творчеству Э.Успенского | декабрь |
«Цветные истории» | час творческого чтения | декабрь |
«Зимние фантазии» | детский праздник | декабрь |
«Винни-Пух и все, все» | час веселого чтения | январь | |
«Путешествие в сказку» | конкурс знатоков | январь | |
«Поэтическая радуга» | час творческого чтения | февраль | |
«Дедушка Корней и его книги» | литературный час | март | |
«Дружим мы с букашкой, птичкой и ромашкой» | экологический праздник | апрель | |
«Чудо чудное, диво дивное» (русская народная игрушка) | час творчества | май | |
«Ласковое небо, солнце золотое!» | Праздник книги | июнь | |
«Мимо острова Буяна» | литературная игра | июнь | |
«Читаем с пеленок» | рекламная акция | Июнь-август | |
«Летняя литературная скамья» «Книжный сундучок» | Читальный зал во дворе передвижка для ДОУ | Июнь-август ежеквартально | |
Литература
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
- Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
- Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41. - http://knegatina.ru/pedagogicheskij-proekt-formirovanie-chitatelskogo-interesa-u-doshkolnikov/#more-73
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/12/pedagogicheskiy_proekt_0.docx
- http://www.57ds.ru/upload/deyat_tv/pro_knig.pdf
- http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/2165.pdf