Как научить слепого ребенка играть.

« Как научить слепого ребенка играть» - рекомендации по созданию адаптированной программы.

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом  детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). 

В нем говорится о выравнивании  стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Положения  ФГОС предназначены  обеспечить возможность инклюзии детей в дошкольном учреждении и  инклюзивного обучения.

В основных принципах дошкольного образования, прописанных в ФГОС можно выделить некоторые, которые необходимо учитывать в первую очередь при разработке образовательной программы дошкольного учреждения, в котором  находятся дети с ОВЗ.

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) (п.1.4 ФГОС).

Одной из основных  задач ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ можно считать: 

-  обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

 

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.  

 

В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет. Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!

 

Традиционно все детские игры делятся на две большие группы: игры с правилами и игры без определенных правил.

Вторая группа более обширна и включает: строительно-конструкторские игры —и творческие сюжетно-ролевые игры. наиболее распространенные в дошкольном возрасте и позволяющие ребенку выполнять в игре действия, обусловленные ролью, которую он на себя принял. Наиболее распространенными являются игры на бытовые сюжеты: «Дочки-матери», «Больница», «Магазин» и т. д., в которых дети отражают впечатления, полученные из окружающей их действительности.

Правила таких игр определяются самой жизнью, они могут меняться в зависимости от характера участников игры, их жизненного опыта, условий игры, созданных взрослыми (качества и количества игрушек, наличия отдельного игрового уголка и т. д.).

Овладение этим видом игры особенно важно для слепого ребенка, так как только в творческой игре, в которой нет жестких ограничений, ребенок сможет наиболее полно выразить себя, не боясь ошибиться, познать свойства окружающих предметов, осуществить попытки в самостоятельном налаживании отношений с другими детьми и отработать тип поведения, свойственного определенному персонажу. Малыш овладевает в игре многими жизненно важными навыками, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Однако не следует забывать о том, что игра сможет положительно повлиять на развитие ребенка только в том случае, если вы сами примете в ней активное участие, и в роли не пассивного наблюдателя, а участника и творческого организатора. Это обусловлено тем, что дети с нарушениями зрения (особенно до 3— 4 лет) не могут без помощи взрослого подготовить условия для игры: подобрать игрушки, выбрать сюжет, распределить роли, выполнить действия, характерные для каждого персонажа, развернуть полноценный сюжет.

Дефект зрения мешает им в полном объеме воспринимать подражать действиям, которые выполняет взрослый. Ваша помощь заключается в том, чтобы научить ребенка правильно пользовался осязанием, обонянием и вкусом при восприятии окружающего мира и своих впечатлений в игре.

Вам необходимо помочь ребенку научиться играть с предметами, игрушками, детьми. Руководя руками ребенка, следует показать, какие движения ему надо делать руками и телом. К сожалению, он не научится этому по подражанию, как дети с сохранным зрением, ему нужны ваша поддержка и участие.

Процесс обучения игре длителен и сложен.  Постарайтесь при этом следовать следующим правилам:

- постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (называть их, рассказывать об их внешнем виде, характерных признаках, свойствах и особенностях, указывать на их назначение и показывать по возможности способы применения);

- предоставлять малышу возможность для обследования предметов, разных по форме, фактуре, назначению;

- создавать ребенку условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий с предметами и игрушками, не мешать ему, если он сам захочет познакомиться с новыми предметами;

- при подборе игрушек руководствоваться не внешней привлекательностью, а возможностями и интересом ребенка. Игрушки желательно подбирать из разных материалов, средние по размеру, с четко выделенными деталями, реалистично отражающие тот объект, который они изображают (например: зайчик с длинными ушами, четко выделяющимися четырьмя лапами, маленьким хвости­ком). Стилизованные игрушки лучше давать ребенку только тогда, когда он уже будет иметь некоторые представления о предметах;

- привлекать ребенка к выполнению некоторых простейших домашних дел (мытье посуды, подметание полов, поливка цветов, чистка овощей и т. д.). Это необходимо для расширения жизненного опыта ребенка и обогащения сюжета творческой игры.

Не огорчайтесь, если вначале ребенок не будет проявлять интереса к игрушке и действиям с ней, будет ее отталкивать и бросать. Дело в том, что ребенок сам не может догадаться о способе действия с игрушкой, и поэтому его надо научить. В большинстве случаев дети предпочитают крутить малознакомые игрушки в руках, трясти их, ударять ими о другие предметы, облизывать языком, прика­саться ими к лицу и т. п. Пусть это вас не тревожит, потому что таким образом ребенок с нарушенным зрением познает свойства предметов и игрушек. Если вы будете терпеливы и настойчивы, с вашей помощью он сможет производить самостоятельно действия, соответствующие назначению предмета или игрушки, и тогда игра принесет вашему малышу много радостных минут.

Игра — процесс постоянно меняющийся. Игра ребенка в раннем возрасте разительно отличается от игры дошкольника 5— 6 лет, и в этом нет ничего удивительного, так как ребенок растет, приобретает новые знания, новые навыки и умения, которые и обогащают игру. Однако у слепых детей этот процесс протекает несколько своеобразно, игровые умения у них формируются длительное время, по сравнению с детьми с сохранным зрением, развитию игры свойственны некоторые особенности:

ü  замена практического действия его описанием.  Часто за описанием стоит неумение ребенка совершать действия, требуемые сюжетом игры;

ü  отсутствие или низкая степень интереса к игрушкам и игре с ними. В беседах с родителями мы выяснили, что нередко любимыми у детей могут быть предметы, которые трудно отнести к игрушкам, однако действия с ним доставляют ребенку удовольствие.

ü  схематичность сюжета игры. Как правило, это связано с ограниченным жизненным опытом, недостатком впечатлений и невозможностью непосредственного наблюдения за действиями взрослых и подражания им;

ü  неохотное включение ребенка в коллективную игру и неумение удерживать внимание сразу нескольких партнеров по игре. Дети в дошкольном возрасте еще не владеют в полной мере всем запасом неречевых и речевых способов общения, они редко улыбаются, не знают, как выразить сочувствие с помощью мимики. Это мешает им налаживать контакт со зрячими или слабовидящими сверстниками, так как выражение лица слепого ребенка не всегда соответствует его настроению и намерениям, что затрудняет возникновение эмоциональной ответной реакции;

ü  необходимость постоянной помощи со стороны взрослого в процессе игры. Следует учитывать, что характер помощи меняется в' зависимости от возраста ребенка, степени нарушения зрения и вида игрушки, с которой действует ребенок. Установлено, что наибольшие затруднения дети испытывают при осознании условности игрового действия (при расчесывании себя или куклы воображаемой расческой, при варке обеда для кукол на игрушечной плите и т. п.) и при переносе уже знакомого действия на куклу или другую сюжетную игрушку. Только с помощью взрослого ребенок способен научиться соотнесению модели предмета или игрушки с тем предметом или объектом, который она изображает. Этот процесс достаточно длителен и растягивается на весь дошкольный период развития ребенка.

Учитывая все вышесказанное, при обучении игре вам придется, ориентироваться не столько на возраст малыша, сколько на его возможности и

интересы, на уровень психического развития

Как правило, в сюжетно-ролевые игры дети с нарушениями зрения начинают играть с 4—5 лет. До этого возраста основным видом деятельности с предметами и игрушками являются манипулирование (размахивание, кручение, удары, производимые со всеми предметами, независимо от их назначения) и предметные действия, когда ребенок учится простейшим общепринятым дей­ствиям с предметами и игрушками.

При знакомстве с новыми предметами или игрушками обязательно следует называть их и комментировать свои действия с ними.

Уже с 2-ух лет необходимо начать знакомить ребенка с куклой; Для ребенка с нарушением зрения кукла является особой игрушкой, и играть с нею нужно учить не только девочек, но и мальчиков по нескольким причинам. Во-первых, кукла представляет собой модель человека, и, следовательно, с ее помощью ребенок сможет «увидеть» себя со стороны, более четко представить соотношение частей тела человека. Во-вторых, в игре малыш может использовать свой жизненный опыт и перенести на куклу те действия, которые обычно производят с ним самим. Кроме того, в действиях с этой игрушкой у ребенка впервые появляется возможность заботиться о другом существе. Через обучение действиям с куклой можно научить ребенка бережному отношению к окружающим, некоторым способам общения со сверстниками. Все это может быть успешно осуществлено, если вы правильно подберете для ребенка эту игрушку.

Кукла должна быть средних размеров (30—35 см), с четко выделенными деталями, лучше из твердой пластмассы, чтобы при надавливании на лицо ее черты не деформировались. Одеть ее желательно так, чтобы она напоминала вашего ребенка (если у вас сын, то куклу вы одеваете в одежду для мальчика, если дочь, то нарядите ее в красивое платье, колготки, туфельки и т. п.), что облегчит ему процесс соотнесения себя с куклой. Желательно, чтобы в игровом уголке был набор кукольной посуды, кроватка с постельными принадлежностями, кукольная мебель, подобранная в соответствии с размером куклы, и разная одежда для всех времен года с различными видами застежек (одевание куклы мо­жет быть хорошей репетицией перед самостоятельным одеванием ребенка на прогулку). Такой набор игрушек (атрибутов предметной игры) будет способствовать развитию простейшей предметной игры на бытовые сюжеты.

При правильном обучении кукла может стать основным персонажем любой сюжетной игры детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте.

Также необходимо продолжить обучение ребенка строительно-конструкторским играм. Вы можете предложить ребенку, кроме кубиков, кирпичики, пластины и научить его делать из них простейшие постройки: стул, диванчик, кровать, стол, машину и т. п.

Большое удовольствие испытает ваш малыш, если вы покажете ему действия с мячом, как крупным надувным, так и средним, предназначенным для игры на улице и в помещении.

В возрасте от 3 до 5 лет наряду с обучением навыкам само­обслуживания, развитием движений желательно уделить внимание и обучению целесообразным (адекватным) предметно-игровым действиям с предметами и игрушками. Сначала мы предлагаем вам знакомить малыша с действиями в следующей последовательности тематики сюжетных игр:

—«Угостим куклу чаем»

—«Положим куклу спать»

—«Катя (Андрюша) собирается на прогулку»

—«Поможем Кате постирать одежду»

—«Отметим Катин день рождения» (с использованием других игрушек) и т. п.

Такая последовательность обусловлена упоминанием действий и степенью овладения каждым из них малышом в реальной жизни. Поэтому, прежде чем вы начнете действовать с куклой руками ребенка, убедитесь в том, что это действие знакомо малышу и он может его выполнить с настоящими предметами.

Для подготовки ребенка к выполнению действий с куклой мы рекомендуем сначала познакомить его с натуральными предметами, моделями которых он будет пользоваться в предметной игре. Это обусловлено тем, что человека в повседневной жизни окружают предметы обихода, и любое действие невозможно совершить без них. Затем переходим к показу и обследованию игрушек, изображающих эти предметы. Обязательно следует показать ребенку, чем отличается настоящий предмет от игрушки и чем они похожи (величина, форма, материал).

В следующий раз вы уже можете предложить ребенку совершить действия как с натуральными предметами, так и их моделями. Важно научить ребенка точному выполнению действий с игрушкой в соответствии с назначением реального предмета. Сначала действия выполняются совместно взрослым и ребенком, постепенно помощь взрослого уменьшается. Когда ребенок усвоит все необходимые действия, можно подключить к игре куклу или другую сюжетную игрушку и начинать обучать малыша воображаемым действиям с атрибутами предметной игры. При этом подчеркивайте необходимость и важность для куклы совершаемых действий.

Кроме сюжетов, предложенных ранее, вы можете придумать свой собственный или позаимствовать его из методической литературы.

Параллельно с обучением сюжетной игре  ребенку следует продолжать играть с дидактическими игрушками (матрешками, бусами). Можно предложить сортировать маленькие фигуры, вырезанные из картона. фанеры, пластика или органического стекла, которые ребенок будет складывать по форме или размеру, игры типа «Найди окошечко» или вкладыши Монтессори, когда ребенок соотносит отверстие и фигуру.

Все большее значение для ребенка в этом возрасте приобретает подвижные игры с мячом, в которых отрабатывается умение кидать мяч партнеру и ловить мяч, брошенный им разными способами, кидать мяч вдаль и другие движения.

В старшем дошкольном возрасте от 5 до 7 лет дети могут уже играть друг с другом. Если вы научили вашего ребенка элементарным предметным действиям, то ему будет легко наладить контакт со сверстниками.

Сюжет ролевых игр постепенно расширяется, и дети уже могут и хотят играть в такие игры, как «Больница», «Детский сад», «Магазин», в которых в полной мере отражается запас новых умений, навыков и знаний ребенка-дошкольника.

Во время игры следите за тем, чтобы ребенок старался больше производить действий, а не только словесно описывать.

 

Главный принцип, которому необходимо следовать на протяжении всего дошкольного периода, — постоянно давать ребенку в руки все предметы, находящиеся в его окружении, сопровождая это словесным описанием и побуждая тщательно осматривать их руками. Давайте помнить, что обычный запрет «не трогай, сломаешь, запачкаешь, испортишь» не может применяться к слепому ребенку. Нет для него другого познания мира, полноценного развития умственных способностей, кроме постоянного и частого контакта с предметами. Поэтому следует побуждать его к этому любым путем и не огорчаться, если ваш ребенок что-то запачкает или повредит. Наградой, которая компенсирует все потери, будет тот момент, когда слепой ребенок к семи годам проявит полную го­товность к обучению в школе наравне со зрячими сверстниками.

 Данная технология обучения игре слепых детей может послужить основой для создания адаптированной программы педагога-психолога, воспитателя, дефектолога учреждения, которое посещает слепой ребенок или стать составной частью Основной образовательной программы учреждения.