конструирование.

Степанова Галина Владимировна

Особенности организации работы по конструированию

в разных возрастных группах

 

Младшая группа

 

 

Детей учат различать такие детали как куб, кирпичик, пластина, ставить их по кругу, прямоугольнику, квадрату, вертикально и горизонтально , вплотную и на расстоянии, изменять постройку 2 способами , надстраивая в ширину и длину.

Основной прием – постройка по образцу воспитателя, появляется желание построить самому – по замыслу. учат во время анализа постройки учат выделять и называть её части, отвечать на вопросы «Какие детали будешь отбирать?», «С чего начнёшь?», «Что сделать, чтобы постройка стала выше?» и т. д. Для занятий воспитатель сам подбирает детали по цвету. Все занятия проводятся в игровой форме, определяющим является сюжет творческой игры и в его рамках решаются конструктивные задачи / пример занятия с лисичкой/

Усложнения – готовый образец Детей учат изменять постройки в высоту и длину. «Построй такие же ворота как у меня, но чтобы они были выше». Постройки многоцветные /6 цветов/. Далее усложнения – по условиям / построй такой же, но..../. Все постройки обыгрываются. Оценка воспитателя в игровой форме с использованием персонажей. В год 18 занятий со строителем. При анализе конкретные вопросы : «Какого цвета стены?», «Из каких деталей они сделаны?». 

 

 

Средняя группа

 

Различают и называют детали: призма, цилиндр, брусок. Дети самостоятельно подбирают и группируют детали по цвету,  преобразовывают  в ширину, при анализе более односложные вопросы  «Расскажи о стенах этого домика». Конструирование по прежнему связано с игрой, но конструктивная задача ставится на первый план , игра разворачивается по завершении. Предусматривается 18 занятий в год, со второй половины года конструирование из бумаги, в конце года – конструирование из природного материала.

Примерное распределение материала:

Конструирование из строительного материала – 13

по образцу и преобразование по условиям – 8

по условиям – 3

по замыслу – 2

Конструирование из бумаги – 5

 

 

Старшая группа

 

Усиливается интерес к конструктивной деятельности., более содержательна. Знакомят с новыми деталями и их свойствами, например, пластины не только толстые, но и тонкие, плоские, не только прямоугольные длинные и короткие, разной формы: круглые, овальные,  треугольные, многоугольные  и  т.д. 

Конструируют по более сложным условиям «Построй такую же машину, но из других деталей». Дети не только  как в средней группе, объединяют постройки единым замыслом, но и выполняют коллективные работы, когда нужно договориться, спланировать работы.

Воспитатели реже дают образец постройки, а если дают, то примерный, чтобы показать основные части конструкции и помочь отобрать нужные детали, в качестве образца используются фотографии, рисунки, предлагается преобразовать образе по условиям, по теме, по замыслу. Дети анализирую постройку не дожидаясь вопросов воспитателя Для этого на первых порах предлагаются  опорные схемы

 

pastedGraphic.png

 

Запоминают детали трудно, в игровой форме закрепить, приделать к деталям части тела, лицо и обыграть

Как-то  Кубик в лес пошёл,

Там Кирпичика нашёл.

Взялись за руки детали,

По тропинке побежали

А навстречу скок- поскок

Подбежал к друзьям Брусок

И спросил Брусок

И спроси Брусок:

- Детали, вы Цилиндра не видали?

Повернулся Куб бочком:

- Я с Цилиндром не знаком.

А Кирпичик удивился:

-Нам навстречу он катился

Ну, пора теперь идти,

Надо Призму нам найти.

Видел я её: без дела

Она с Конусом  сидела

У друзей Пластин в гостях

С фотографией в руках

Дети сравниваю фотографии с настоящими деталями, учатся соотносить с настоящими, что важно для умения строить по чертежу. Используем игры «Угадай, что изменилось»,  «Так или не так» и др. Вводится моделирование.

Совершенствуется работа с бумагой: сгибают лист в разных направлениях, фигуры не только плоские, но и объёмные, используется выкройка.

Начинается обучение на занятиях работе с природным материалом.

Всего планируется 36 занятий в год.

 

 

Подготовительная группа

 

Больше внимания уделяется коллективной работе /умение планировать, договариваться/. Образец предлагается только для показа какого-то нового приёма. Широко используются схемы, чертежи, фотографии, рисунки. Много внимания отводится занятиям по условиям, которые становятся всё сложнее, а также занятиям по замыслу. Вводятся новые понятия архитектурных форм /балкон, фронтон, арка, колонна/.

Вводится конструирование из конструкторов, имеющих разные способы соединения.

Работая с бумагой и картоном, дети учатся определять качество и правильно подбирать материал. Дети учатся делать разметку с помощью шаблона, условной линейки, мерки. В качестве образца схемы, чертежи, рисунки. Начинают работать с тканью

В год 36 занятий, можно 13 занятий конструированием из строителя и конструктора, 23 с бумагой и природным и бросовым материалом.