Отчет об участии в работе I Всероссийского съезда учителей – дефектологов «Особые дети в обществе»

С 26  по 28 октября 2015 г .проходил  Первый  всероссийского съезда дефектологов «Особые дети в обществе».

          Организаторы Съезда: Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

           Целью Съезда стала  консолидация усилий семьи, общества и государства в создании условий для нормальной жизни и самореализации детей, подростков и молодежи, страдающих нарушениями психического и физического здоровья.

          Проведение Съезда было направлено на решение задач реализации социальной политики в интересах детства, позитивной социализации детей, подростков и молодежи с ОВЗ, развития гуманистического потенциала гражданского общества.

          Участники Съезда  представители органов законодательной и исполнительной власти, культуры, спорта, бизнеса, медицины, издательской и промышленной индустрии, родительских и общественных организаций; руководители, педагоги, исследователи в сфере образования и науки, в том числе сотрудники психолого-медико-педагогических комиссий, специалисты центров ранней диагностики и раннего сопровождения детей-инвалидов.

          В нем приняли участие 1760 дефектологов из 75 субъектов Российской Федерации. 

           На съезде специалисты из самых разных областей – дефектологи, логопеды, сурдопедагоги, психологи, тифлопедагоги и другие, обсуждали многие проблемы, в том числе рассогласованность действий врачей и педагогов при работе с особыми детьми.   «Министерство здравоохранения  отдает приоритет  Министерству образования и науки и наоборот, то есть  врачи говорят, что это не их работа, переваливая весь груз ответственности на педагогов, педагоги кивают на врачей, а в результате - страдает качество помощи, оказываемой особым детям", - отмечали эксперты.  «Нам необходимо выяснить, почему не налажен этот диалог», - сообщил Вениамин Каганов, подчеркнув, что педагоги и медики должны быть максимально сплоченными в работе с особыми детьми. 

         27 октября работа съезда проходила по секциям, где обсуждались актуальные вопросы образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, проблемы подготовки и переподготовки специалистов-дефектологов в свете модернизации образования, современные подходы к организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ и их родителей, перспективы инклюзивного образования в России. Представители нашего учреждения участвовали в работе секции «Индивидуализация дошкольного детства через вариативность образовательных программ».

         На секции выступили:

Т.В. Волосовец – директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. В своем выступлении Татьяна Владимировна рассказала о внедрении ФГОС, о контроле за процессом реализации и необходимых нормативно-правовых аспектах, которые могут защитить специалистов с юридической точки зрения. Кроме того, Татьяна Владимировна ответила на вопросы участников.

Е.А. Стребелева – главный научный сотрудник ФГНУ ИКП РАО.

Н.В. Тарасова – старший научный сотрудник ФИРО. В своем выступлении Наталья Владимировна еще раз подчеркнула что «Стандарт – условный» и те программы, которые представлены на сайте ФИРО – только проекты и не могут быть основными программами, так как не имеют содержания.

          В докладах других участников поднимались вопросы и проблемы принятия и внедрения ФГОС в различных регионах России.

         Организаторы съезда и руководители секций предоставили возможность участникам ознакомиться с современными достижениями научно-образовательной, медицинской и издательской индустрии в части реабилитации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

        Кроме того, на съезде было принято решение о создании Всероссийской ассоциации дефектологов. «Министерству нужен инструмент общения с экспертами в области дефектологии», - сказал замминистра. 

        Работа съезда была интересной, насыщенной и результативной. Обмен мнениями, дискуссии, свободные выступления представителей науки и практики позволили каждому из участников съезда получить большой творческий заряд на дальнейшую профессиональную деятельность.