"Песенка осеннего ветра".

Перова Людмила Владимировна

План-конспект познавательно-речевого занятия в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesenka_osennego_vetra.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: закрепление произношения звука «ш» в словах и фразах;

придумывание и произношение слов с этим звуком, определение его места в слове;

сравнение слов по протяжённости (короткие или длинные);

воспитание речевого внимания, фонематического слуха, совершенствование

артикуляции;

развитие дружеских взаимоотношений, умения детей работать парами, и договариваться, вместе выполнять задание.

Средства: мягкие игрушки (собачка, кошка), картинки(по две на каждого ребёнка), жёлтые и красные кленовые листочки, кленовые и берёзовые листья, фантики от конфет, еловые и сосновые шишки, воздушный шар.

Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение:

*

У травы- зелёные слова И слышны они едва- едва,

А у ветра синие слова И от них кружится голова.

А у солнца столько ясных слов,

Красных пятен, золотых стихов,

Всех друзей сегодня я зову Слушать солнце, ветер и траву.

Слушание ветра. Дети слушают запись ветра.

Воспит. Что это было?

Дети:        Это ветер.

Воспит. А сейчас послушайте загадку

Воет, свистит, пыль поднимает.

Деревья ломает, с ног сбивает.

Слышишь его, да не видишь его.

Воспит. Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море Всюду веешь на просторе.

Сегодня мы поиграем с песенкой ветра, звуком «ш». Я предлагаю мальчикам сесть на стулья с кленовыми листочками, девочкам- на стулья с берёзовыми листочками.

Для того, чтобы чётко и чисто произносить звук «ш»- песенку ветра, нам необходимо разогреть свой язычок, сделать гимнастику для язычка.

Упражнения для язычка.

  1. «Часики»- улыбнуться, открыть рот, кончик языка: вправо, влево (повтор.3-4 р.)
  2. «Качели»- улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
  3. «Собачка сердится»- приподнять верхнюю губу, показать зубы, наморщить нос, слегка выставить язык.
  4. «Лошадка»- вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать «узким языком», как цокают копытом лошадки.
  5. «Белочка»- улыбнуться и постучать зубами.
  6. «Шарик»- надуть щёки, сдуть щёки.

Игра «Ветер- ветерок». Дети встают со стульчиков.

На слово «ветер»- надо сильно раскачивать руками и громко произносить ш-ш-ш-ш (так качаются деревья от сильного ветра).

На слово «ветерок»- надо присесть, покачать руками и тихо произнести- ш-ш-ш-ш (так шелестит трава от лёгкого ветерка).

Дети садятся на стульчики.

Воспит. Отгадайте ещё одну загадку.

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал.        (Воздушный шарик).

Задание детям: после прочтения стихотворения найти в нём слова, в которых есть песенка ветра «звук ш» и определить место звука в слове.

Шар воздушный, шаловливый, непослушный.

Вместе с ветром убежал, а куда и не сказал!

Воспитатель: Хочу загадать вам последнюю загадку:

Птицы стаями летят,

Грустно: дождь и листопад.

Ветер тучи в небе носит,

Потому что это...        (Осень.)

Листопад- одна из главных примет осени.

Что же делают листья, когда они упадут с деревьев и укроют землю?

Дети: шелестят, шумят, шуршат, шебуршат, шепчутся...

Давайте выполним пальчиковую гимнастику «Листики»

Раз, два, три, четыре, пять- дети поочерёдно загибают пальцы на обеих руках,

начиная с большого.

Будем листья собирать-        сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы, листья рябины, поочерёдно вновь загибают пальцы на обеих руках Листики тополя, листья осины- начиная с большого.


Маме осенний букет отнесём- указательный и средний палец переставляют по

Очереди (как будто шагают).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Воспитатель. Шуршать и шелестеть могут не только листочки, но и ... обыкновенные фантки. Предлагаю взять фантики (на выбор) из корзинки и поиграть с ними.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «ФАНТИК»

Дети садятся на места.

Воспитатель. На свете существует очень много слов. Слова бывают разные...


Какие вы знаете слова?

Дети: добрые, ласковые, нежные, волшебные, плохие, но мы их стараемся не говорить.

Воспитатель: Да, действительно, слова бывают разные и звучат они по- разному. Сегодня мы говорили о словах с «песенкой ветра» со звуком «ш».

А какие другие «песенки» вы знаете?

Дети: «Песенка водички- «с-с- с-с», «песенка комара- «з-з-з-з», песенка паровозика- «ч-ч-ч-ч», «песенка жука- «ж-ж-ж-ж», «песенка мотора- «р-р-р-р».

Воспитатель: А где мы берём слова? Об этом нам расскажет Герман. Герман читает стихотворение:

Я найду слова везде И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,        Не беда, играем в слово! Не беда, играем в слово!

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Воспитатель: А ещё слова бывают длинные и короткие.

ИГРА «ДЛИННЫЕ И КОРОТКИЕ СЛОВА».

Дети берут два листика кленовых: красный и жёлтый. Если я называю длинное слово- они поднимают жёлтый листок, если короткое- красный. Слова: мышь, шум, Чебурашка, шар, карандаш, уши, шампиньоны, душ, шиповник, шахматы.

ИГРА «ПРИДУМАЙ СЛОВО».

Дети сами придумывают любые слова с «песенкой ветра», звук «ш» может находиться в любой части слова.

ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ».

На столах разложены картинки. На других двух столах игрушки: кошка и собачка. Правило игры: вам нужно встать парами и каждому взять по две картинки. На картинках нарисованы разные предметы, игрушки, животные. Картинки, в названиях которых слышится «песенка ветра», отнести кошечке, а картинки, в которых нет звука «ш»- собачке. Надо помогать друг другу, если кто-то затрудняется; вместе обговорите и решите, куда положить картинку.

Дети идут парами выполнять задания. Кто-то самостоятельно решает, куда положить картинку, кто-то советуется с другом, с напарником. Когда все картинки разложены, собрать их и проверить, правильно ли дети выполнили задание.

Воспитатель предлагает рассказать чистоговорки и стихи со звуком «ш», которые дети подготовили дома.

Ангелина: Пушистая кошка на солнышке сушит Шёрстку на спинке, хвостик и уши.

Артём:        Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

Рома:        Шесть мышат в камышах шуршат.

Никита:        Шура шубу надевала, шарф и шапку потеряла.

Саша:        Петушок нашёл мешок.

А в мешке лежал горшок.

А в горшке- горошек,

И немного крошек.

Лера:        В летнем душе две лягушки,

Лягушатам моют ушки.

Лиза :        Петушки распетушились,        Можно пёрышек лишиться,

Но подраться не решились,        Если пёрышек лишиться,

Если очень петушиться,        Нечем будет петушиться.

Пелагея: Ша- ша- ша

Мама моет малыша, Кира:

Ши- ши- ши На болоте камыши Шу- шу- шу Я письмо пишу.

Кира:        Толстушка- позушка

Дом- завитушка. Ползи по дорожке Ползи по ладошке Ползи , не спеши Рога покажи.

Воспитатель: Молодцы, ребята. С какой «песенкой» мы сегодня играли? Ветерок с вами прощается и на память дарит сосновые шишки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Светлячок»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ

В СРЕДНЕЙ Г РУППЕ

« ПЕСЕНКА ОСЕННЕГО ВЕТРА ».

Подготовила: Перова Л В.

Дивеево 2011 год.