«Экологическое воспитание дошкольников посредством приобщения к природе родного края»

Каримова Зиля Ралифовна

    Дети в силу своего возраста не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. В этом и заключается задача нас - взрослых, в частности родителей и педагогов ДОО, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами.  Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево.

         Наш детский сад посещает 20 ребятишек. Обучение ведется на башкирском языке, так как национальный состав детей 100% - башкиры. С ними работает один воспитатель. Удачное географическое расположение нашего детского сада (нас окружают  высокие Таштугаевские горы, рядом протекает река Таналык) дает нам возможность вести экологическое образование, разрабатывать маршруты экологической тропы, проводить массовые мероприятия, народные праздники в естественных природных условиях. Таштугаевские горы являются памятником природы Республики Башкортостан. В урочище обнаружено много редких видов животных и растений. Среди них важнейшими являются эндемики, то есть виды, растущие только на Урале: пырей инееватый, гвоздика уральская, гвоздика иглолистая, пижма уральская, тимьян губерлинский, смолевка башкирская. Здесь произрастает ковыль Залесского, ковыль Коржинского. На Таштугаевских горах найдено 8 видов степных астрагалов, в том числе астрагал Гельма и астрагал рогоплодный. Произрастают и другие редкие виды растений: бессмертник песчаный, льнянка алтайская, рябчик русский, тюльпан поникающий и др. Все они занесены в Красную книгу. Также произрастает большое количество растительности, обладающими целительными свойствами. Обитает пищуха малая, сурок – байбак, серая куропатка, суслик, тушканчик, бабочка Аполлон включённая в Красную книгу РБ. Это богатейший материал для ознакомления детей с родной природой.

Полезны и интересны для детей выходы на природу. Нами разработаны картотека экскурсий на окружающие природные объекты по временам года для детей старшего дошкольного возраста, в ходе которых дети имеют возможность наблюдать за всходами, ростом, созреванием, цветением, увяданием уникальных видов растений. Знакомство с  природным окружением вызывают у детей положительные чувства и эмоции, а так же стремление и желание ребёнка выразить на бумаге, в речи, в играх, то, что увидел.  Организованные нами экспедиции в природу - то интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Всем коллективом мы разрабатываем план и сценарий экспедиции, определяем маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Экспедиция  начинается со стартовой площадки, где организуется предварительная работа – подготовка к экспедиции. Проводится дидактическая игра «Что нужно для экспедиции?». Для экологических экспедиций мы имеем специальное снаряжение: лупа, карандаш, фломастер, папка для гербария, коробочки, пакеты, цифровой фотоаппарат. Воспитатель знакомит детей с правилами поведения на природе, далее с помощью карт и схем определяется маршрут следования. Мы прокладываем маршрут в двух направлениях: в Птичью долину и на родник «Колодец Сафиулла». Продумываем, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте. Например, весной мы наблюдаем за цветком, именуемый в народе "сон-трава", а по-научному "прострел". Едва сходит снег, как его голубые лепестки на пушистых стеблях, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком. С этим растением связано много легенд, сказаний и поверий. Наблюдаем, как ведет себя река Таналык в это время года. Продумываем, какие значимые экологические объекты показать на маршруте (Таштугаевские горы, родник), как разнообразить виды деятельности, обдумываем безопасность экспедиции, физкультурно-оздоровительные включения (спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.), организацию отдыха и питания. Во время экспедиций мы вместе с детьми заготавливаем лекарственные травы, собираем природный материал для кол­лекций, исследуем растения, почву. Мы даем возможность детям самостоятельно фотографировать, снимать на видео  интересные объекты. Это вызывает у них огромный интерес. После экспедиций в детском саду устраиваем фотовыставку «Наш край родной». Каждая фотография имеет своего автора. Ребенок чувствует свою значимость в данной работе.

Для более близкого знакомства детей с животным миром нашего края, мы проводим экологические операции, цель которых привлечь внимание взрослых и детей к вопросу охраны животных в Хайбуллинском районе (пищуха малая, сурок – байбак, серая куропатка, суслик, тушканчик, бабочка Аполлон включённая в Красную книгу Республики Башкортостан). Так, например, мы провели  экологическую операцию «В гостях у сурка». В рамках этой операции нами были разработан план, который реализовывался в ходе следующих мероприятий:

-решение проблемных ситуаций за круглым столом «Кто, если не мы сбережем наших сурков» сотрудниками и родителями;

-познавательная экспедиция для более близкого знакомства с сурками;

-просмотр видео фильма «Сурки в природе» для ознакомления детей с разными видами сурков, их жизнедеятельностью;

-выставка рисунков «Наши меньшие друзья»;

-коллективное создание сказки «Однажды в наших краях появился необыкновенный зверек…»;

-выпуск и распространение листовок «Сохраним сурков»;

-проведение экологического десанта «Сурки просят помощи».

Операция закончилась праздником «День сурка», где дети инсценировали сказки, сочиненные совместно с родителями, где главный герой - сурок. 

На проведенной операции работа не закончена, она продолжается и в организованной образовательной деятельности, и в режимных моментах. Мы собираем все материалы в электронном варианте (видео - фотоматериалы, мультфильмы) и делимся данным опытом с детскими садами нашего района.

 В нашем саду большое внимание уделяется национально – региональному компоненту. Для нас стало традицией  - проведение народных праздников на лоне природы, таких как «Ҡарға бутҡаһы», «Кәкүк сәйе», «Һабантуй». Эти мероприятия мы проводим в долине под названием «Птичье гнездо» совместно с родителями, бабушками. Особенность этой долины в том, что здесь собирается большое количество птиц. Бабушки рассказывают детям о народных традициях,  приметах, знакомят с лекарственными травами,  воспитатели и родители с детьми играют в народные игры: «Ҡарға уйыны» («Игра в ворон»), «Аҡ тирәк» («Белый тополь»), «Дөйә» («Верблюд»), «Гөргөлдәк» («Прятки»), «Йүгереш» («Бег наперегонки»), «Әбәк» («Догонялки»), прыжки через вырытую яму («ырғыуыс»), варят кашу, кормят птиц, ведут наблюдения. Проведение таких мероприятий дают  положительные  результаты: у многих детей повышаются  знания о   предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, разных видов народно - прикладного творчества.

Праздниками и досугами    завершаем  сезон или какой-либо содержательный блок.

Один из наиболее значимых - праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе, как ее важной части.  В преддверье этого праздника, согласно календарно – тематическому планированию,  в течение двух недель всю работу с детьми строим вокруг этой темы: объявляется лозунг недели: «Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят!»; работниками детского сада выпускается газета для родителей экологического содержания «Земля – наш дом»; проводиться конкурс среди детей на лучшую поделку из мусора «Мусорная фантазия» (поделки выполняются дома с родителями); организуется  выставка рисунков на тему: «Земля – наш дом» (рисунки выполняются на занятиях в группе).

В связи с эффективным внедрением в детском саду новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход и к экскурсиям как основным приемам в экологическом образовании дошкольников.  Мы проводим виртуальные экскурсии. Такие  экскурсии дают возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Например: «Экскурсия по заповедным местам родного края». «Экскурсия в удивительный мир природы», «Экскурсия в зоопарк».

  Подготовка и проведение виртуальных экскурсий для дошкольников, использование медиаматериалов успешно ведет к повышению квалификации педагогов ДОУ, что является одним из условий реализации программы дошкольного образования.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Мы имеем интересные для наблюдений природные объекты: горы, река, травы, насекомые, птицы. Представления, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Проведение всех мероприятий экологической направленности не проходит без участия родителей, это:

•         участие родителей в эколого-оздоровительных экспедициях с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой,  в трудовых десантах, в праздниках экологической направленности;

•         совместное озеленение территории детского сада;

•         выпуск  фотогазет, экологических альбомов «Они занесены в красную книгу», плакатов, папок-передвижек «Наш край родной».

•         тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми.

 

Можно сделать вывод, что проводимая работа по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством приобщения к природе родного края» эффективна и является нужным направлением и условием гуманного отношения ребенка к природе, потребности в изучении и познании среды своего обитания.

 Мы знакомим детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родного края. У  наших детей сформировалась экологическая культура, правильное, осознанное отношение к явлениям природы. Дети научились практическим действиям по охране природы, развиты умственные способности, умение экспериментировать, анализировать, желание видеть и любоваться окружающей природой.  Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.