Роль игры в развитии творческой личности ребенка

Сысоева Надежда Петровна

  Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Значение творчества - это обобщенная форма, отражена в общественно-историческом опыте, приобретенным в процессе совместной деятельности и общения. Без этого наша жизнь не была бы наполнена. Так что значение творчество особенно для детей очень много значит. Они, играя в какую либо игру, не подозревая даже об этом, они творят великие дела. Все дети чем-то уникальны и мы как педагоги и будущие и даже настоящие родители, должны его направлять и увлекать к какому либо процессу, особенно к творческому.

    С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того ,мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И оттого, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 

 Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша .

   Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую  деятельность.

   Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы и  выбор деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

    Давно известно, что для творчества необходимо комфортная  психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому следующее условие успешного развития творческих способностей -тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе .Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творческой деятельности,  проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

 Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа : творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием неслучайно, они все исходят из общей идеи и обладают  характерными  творческими способностями.

   Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве .Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий ,благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

*Игры для развития познавательно- творческих  способностей детей дошкольного возраста

Сравнение понятий

Чем они похожи? Чем отличаются?

Примерный список для сравнения

 

Утро-вечер                                                                 яблоко-вишня   

Корова- лошадь                                                   лев - собачка              

Река- озеро                                                            ворона - воробей

Собака-кошка                                                       дуб-берёза

Ворона-рыба                                                        воробей-курица

Лев- тигр                                                               кошка-яблоко

Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавливать связи между

обычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из

отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад 3 слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и

«медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно

включали бы в себя эти 3 слова (можно менять их падеж и использовать другие

слова).

Ответы могут быть простыми («Медведь упустил в озеро карандаш»),

сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными

словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал

медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в

нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера,

которое ревело, как Медведь»).

Исключение лишнего

Берутся любые 3 слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить

только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово,

лишнее, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как

можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше призна-

ков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному,

лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются

(исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые),

желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения.

Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи

между явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим, не

зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле

мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Поиск аналогов

Называется какой-либо животное или насекомое , например оса. Необходимо

назвать как можно больше его аналогов, т. е. в других предметов, сходных с ним

по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти

аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного

предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы

птица, бабочка (летают и садятся); автобус, поезд (транспортные средства);

штопор (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Способы применения предмета

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например камень. Надо

назвать как можно больше различных способов его применения: камень можно

использовать как подставку для книги, как украшение и т.д. Следует ввести

запрет на называние безнравственных, варварских способов применения

предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций

предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете,

умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном

предмете неожиданные возможности.

Придумывание недостающих частей рассказа

Детям читается рассказ, в котором одна из частей пропущена (начало события,

середина или конец). Задание состоит в том, чтобы домыслить недостающую

часть. Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет

чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащения его

словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

Развитие умения создавать образы по словесному описанию

1. Игра «Правда — выдумка». Кратко описывается какая-нибудь ситуация.

Ребенок должен описать ее подробнее и так, чтобы было ясно, правда это или

выдумка. Например, ситуацию «Собака лаяла на прохожих» ребенок может

описать как реальность, рассказав о собаке, ее внешнем виде, а может — как

фантазию: «Собака рассказывала прохожим о том, как она играла в футбол».

2. Детям зачитывается описание внешности какого-либо животного. Предлагается

нарисовать этого зверя.

3. Игра «Делай, как я!». Два играющих садятся за столик напротив друг друга.

Перед каждым из них — одинаковые детали конструктора. Чем старше играющие,

тем больше используется деталей и тем разнообразнее они могут быть. Между

играющими ставится ширма, которая не позволяет увидеть, что именно делает

партнер. В качестве такой ширмы можно, например, использовать картонную

папку. В эту игру с ребенком должен играть взрослый или старший ребенок,

умеющий хорошо описывать то, что он делает. Один из играющих (старший)

складывает из деталей какую-то фигуру, а затем словесно описывает ее. Второй

игрок должен по описанию собрать такую же фигуру. Затем ширма убирается и

фигуры сравниваются.

4. Игра «Угадай, что нарисовано». Эта игра является разновидностью

предыдущей, но в нее можно играть одновременно с группой детей. Для нее надо

подготовить 2—3 рисунка с изображением различных фигур. Например,

треугольников, квадратов, кругов с точками и линиями внутри, цепочек из разных

геометрических фигур, групп точек и т. п. На каждом рисунке должно быть

изображено не менее 3 фигур, с тем ,чтобы дети могли представить расположение

фигур на плоскости. Взрослый берет один из рисунков и точно описывает его.

Дети должны представить себе эти фигуры и нарисовать их на листке- После этого

рисунок взрослого и то, что нарисовали дети, сравниваются. Выигрывают дети,

чьи рисунки более всего напоминают оригинал.

Для развития умения создавать изображение по словесному описанию важно

научить детей, читая книгу, слушая рассказ, как можно лучше представлять себе

то, о чем читаешь, что слышишь. Постараться как будто наяву увидеть, услышать,

почувствовать вкус, запах.

Развитие умения создавать образ целого по его части, детали

1. Игра «Угадай откуда». Эта игра предназначена для младших детей. Для нее

необходимо подготовить несколько картинок в двух экземплярах. Одна картинка

из каждой пары остается целой, а другая разрезается на части (в зависимости от

возраста детей количество частей может варьироваться — от 4 до 32). При этом

разрезать надо так, чтобы по отдельному фрагменту было достаточно трудно

представить, что именно изображено.

Во время игры перед ребенком выкладываются целые картинки и разрезанные

кусочки. Ему предлагают угадать, от какой картинки тот или иной кусочек.

Для ребенка старше 5 лет задание усложняется: ему говорят, что, помимо тех

картинок, которые лежат перед ним, была еще одна, но она потерялась и кусочки

могут быть и от нее.

2. Использование головоломок^ состоящих из отдельных кусочков («паззлов»). При

этом картинка, которую надо собрать, детям не показывается.

3. Игра «Угадай рисунок». Для этой игры также надо подготовить несколько

рисунков. Сверху рисунок закрывается листом бумаги с вырезанным в нем

небольшим отверстием (или несколькими отверстиями — для младших детей).

Верхний лист должен быть немного больше рисунка. Возможны два варианта этой

игры:

а) ребенок должен угадать, что изображено, по детали рисунка, которую видно

в отверстие;

б) в течение очень небольшого отрезка времени (30 с — 1 мин) ребенок может

двигать верхний листок, перемещая отверстие, а затем дать подробное описание

того, что изображено на рисунке.

4. Игра «Составь фигуру из элементов». Это упражнение можно использовать как

в индивидуальной работе с ребенком, так и в работе с группой детей. При

индивидуальной работе ребенку предлагается картинка, на которой нарисованы

треугольник, круг, прямоугольник, трапеция. Предлагается составить из этих

фигур лицо, клоуна, домик, кошку, дождь. Каждую фигуру можно использовать

любое число раз, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. Для младших

детей фигуры можно вырезать и составлять из них картинки. Можно предложить

детям поменять фигуры, добавить собственные, придумать целую картину, а

потом составить по ней рассказ.

5. Составление слов из букв. Детям дается набор букв и предлагается составить

из этих букв как можно больше слов.

Развитие умения воссоздавать образ, пользуясь схемой, картой.

1. Игра «Путешествие по территории детского сада» Может проводиться с

группой детей. Каждому ребенку дается карта с изображением территории д\с.

Детям говорят: «Представь себе, что ты вышел на прогулку один, расскажи где

ты, что чувствуешь?»

2. Игра « Модельер» Предлагается представить и нарисовать платье по его

выкройке, данной на рисунке.

3. Игра «Птица» Дается схематическая модель птицы. Предлагается рассказать о

том, как она выглядит, и после этого нарисовать ее.

4. Игра «Найди спрятанный предмет». В эту игру могут играть двое детей или

ребенок и взрослый.

На столе или на полу комнаты создается из игрушек, других предметов

местность с дорогами, домами, вокзалом, аэропортом, мостами, парками. После

этого с помощью взрослого или самостоятельно ребенок рисует подробную карту

этой местности. Затем один из играющих выходит из комнаты, а другой прячет в

каком-то месте предмет и обозначает это место на карте. После того как ребенок

возвращается, ему дается карта, по которой он должен найти спрятанный предмет.

Игры и упражнения для развития творческого воображения

1. Незаконченные фигуры. Детям дается лист с изображением простых

геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. - и линий разной

формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п.

Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились

осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура

фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

2. Игра «Художник»

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами,

квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У всех детей

наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5—10 мин

пририсовать к фигуркам все что угодно так, чтобы получились предметные

изображения.

Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на 8 частей. В каждой части листа

нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он

собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки

попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из 8

частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».

Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное

время. Когда ребенок сдает листочек, педагог обязательно спрашивает, как можно

назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название.

Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.

3. Игра «Волшебные кляксы» До начала игры изготавливается несколько клякс: на

середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается

пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по

очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдель-

ных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

Л.Игра «Фантастические гипотезы» Она может быть использована при работе с

группой детей. В этой игре ребенок должен придумать разные ответы на вопрос:

«Что было бы, если...?» Для вопроса можно взять первые попавшиеся подлежащее

и сказуемое. Пусть подлежащим будет «голубь», а сказуемым — «ползать». «Что

было бы, если бы голубь начал ползать ?»

Для игры надо приготовить 10 карточек: 5 — с существительными и 5 — с

глаголами. Например, на пяти — Голубь, кошка, лев, змея, бабочка, а на

остальных—летать, ползать, порхать, мечтать, дружить. Карточки

складываются в две стопки. В одну стопку — существительные, в другую —

глаголы. Перед каждым новым туром игры карточки в каждой из стопок

перемешиваются.

Играющий должен не глядя вытащить из каждой стопки по одной карточке и

соединить полученные слова вопросом: «Что было бы, если...?» Например, из

первой стопки вытащено слово «кошка», а из второй — «порхать». Ребенок

должен задать вопрос: «Что было бы, если бы кошка порхала?» — и придумать на

него как можно больше ответов.

В дальнейшем можно постепенно увеличивать количество карточек в каждой

стопке, менять слова.

Можно придумать множество заданий такого типа: например, во время прогулки:

«Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на

необитаемом острове», «Мы открыли неизвестную планету». Дети с готовностью

и радостью разыгрывают сюжет, подсказанный взрослым.

5. Игра «Придумай продолжение сказки» Игра может выполняться с группой

детей. Взрослый начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку.

Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и

слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то

произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям

предлагается придумать как можно больше вариантов того, что бы они подумали

или сделали на месте героя.

Затем взрослый задает вопрос о последствиях того, что произошло с героем,

принятии им решения. Важно побудить детей дать как можно больше вариантов

ответа.

После этого взрослый рассказывает конец сказки и предлагает детям подумать,

чем еще она могла бы закончиться.

6. Завершение рассказа Детям предлагается начало какого-либо рассказа.

Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на

поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...»

7. Сочинение сказок, историй. Детям предлагается придумать сказку или

рассказ с каким-нибудь заданным героем — живым существом (например, с

птичкой, маленьким лисенком, вылезшим из норы) или деревом (например,

березой, сосной). Ребенок должен придумать, что случится с этим персонажем, о

чем мог бы рассказать этот человек, предмет или животное.

8. Сочинение рассказа по отдельным словам. Например:

а) ветер, солнце, тропинка, снег, ручьи, птицы;

б) девочка, дерево, птица;

Нужно составить связный рассказ или сказку, используя эти слова.

9-Игра «На что это похоже?» В эту игру может играть несколько человек. Один

— водящий. Он выходит из комнаты, а остальные задумывают какого-нибудь

реального человека, персонаж или предмет.

Водящий должен угадать, что именно было задумано, задавая вопросы типа: «На

какой цветок это похоже?», «На какую погоду это похоже?», «На какого зверя это

похоже?» и т. п.

10. «Нелепицы» также состоит в обучении детей пониманию и интерпретации

нелепиц и их самостоятельному придумыванию.

1 \ .«Необычное использование». Детям предлагается представить как можно

больше способов использования какого-либо известного предмета (например,

большой пластиковой бутылки из-под воды или веревки).

12. «Музыкальные инструменты». Посмотреть на вещи, лежащие на столе , и

решить, какие них могут быть использованы как музыкальные инструменты, и

сыграть на них.

13. Игра «Поделки» Сделать поделки, использовав один и тот же предмет в

разных функциях (например, скорлупу грецкого ореха как лодочку, панцирь

черепахи, шапочку и т. п.).

 Это часть игр, которые я использую в своей работе.