Миссия педагога
МИССИЯ ПЕДАГОГА
Я очень часто со светлой грустью вспоминаю счастливое время, когда была маленькой девочкой и ходила в обычный детский сад нашего города Шадринска. В памяти сохранились замечательные праздники, в которых мы – дети были исполнителями советских песен и национальных танцев народов СССР, а какими красивыми были наряды, в которых мы выступали! Занятия по математике, где мы, играя, учились считать. Рисовали деревья и цветы, учились соблюдать пропорцию при изображении человека и животного, делать наброски, использовать разные техники рисования акварелью. На лепке мы лепили из живой глины! А на физкультуре – выполняли упражнения под музыку. Вспоминаются поездки на природу на автобусе, где мы играли, бегали по полянам и отдыхали, валяясь на одеялах. И у нас в детском саду всегда были животные и мы все по очереди ухаживали за мышками, кроликом, белочкой, черепашкой, а однажды у нас была даже лиса в клетке! Тогда, во времена нашего детства, каждая игрушка, книга, развлечение приносили таинственное, волшебное ощущение радости, чуда, добра. И всегда рядом с нами были удивительные, добрые, понимающие воспитатели. Из памяти стерлись их имена, но их лица всегда передо мной! Они были разными – кто-то добрее, а кто-то строже, но их задор, мастерство и оптимизм запомнились навсегда.
Поэтому после окончания школы у меня не возникло сомнение куда пойти учиться – только в наш педагогический институт на факультет дошкольной педагогики. Закончив институт, пришла работать в детский сад №1 «Искорка», где была тепло встречена удивительно талантливым Педагогом с большой буквы – Краевой Надеждой Михайловной – заведующей этого детского сада. Все время, пока я «вливалась» в профессию воспитателя, она была рядом: помогала советом, своим примером, и можно сказать научила меня многому – понимать детей и их родителей, находить подход к каждому малышу, добиваться поставленных воспитательных и образовательных целей, используя интересные методы и приёмы.
Самое удивительное и прекрасное в профессии воспитателя я считаю то, что мы постоянно живём в мире детства. Этот мир каждый день готовит что-то новое, необыкновенное. Наши воспитанники непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, непохожие друг на друга. И мы должны соответствовать им, а значит постоянно учиться и учиться, прежде всего, у самих детей.
На определённом этапе жизненного пути, по совету все той же Краевой Надежды Михайловны, было решено повысить свой профессиональный уровень – пройти курсы переквалификации и получить дополнительную специальность «Учитель-логопед образовательного учреждения». Этот выбор был неслучаен. Тогда уже в 2002 году мне стало понятно насколько много детей с речевыми нарушениями и как хотелось им квалифицированно помочь. А знаний не хватало. Поэтому, совмещая работу с учёбой, пошла учиться на факультет коррекционной педагогики и психологии и уже через год, закончив институт, приступила к новой совсем пока мне не понятной работе учителя-логопеда. Училась у всех и всему, нарабатывала опыт практической коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. И в этом мне помогали замечательные люди, педагоги от Бога Задорина М. Д., заведующий нашим детским садом №17, воспитатели – Пайвина О.Н., Дерябина Л.В., Дюрягина А.А., Брюховских О.Ю., Росаткевич Н.Е., Даудрих О.В., Конькова Л.И. Многие из них уже вышли на пенсию, но продолжают работать с детьми, т.к. просто работать некому. Это связано с тем, что молодые педагоги работать в детском саду не спешат из-за огромной ответственности за жизнь и здоровье детей, ведение большого объёма документации, необходимости внедрения в практику инновационных технологий в трудный период реорганизации системы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования, маленькой зарплаты. Поэтому работать в современном дошкольном учреждении очень сложно и ответственно.
В нашем детском саду много специалистов высокой квалификации, т.к. он не простой, а комбинированного вида. Здесь растут и воспитываются дети, начиная с 2-х летнего возраста, талантливые и с проблемами в развитии. Все они разные и в каждом из них есть маленькая жемчужинка, которую нужно найти и раскрыть всю её красоту и уникальность. У некоторых детей недостаточно развита речь, а есть и вообще неговорящие дети. Поэтому так значима моя профессия учителя-логопеда, в которой сочетается мудрость педагогики, милосердие медицины и прозорливость психологии.
Общеизвестно, что речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если их не понимают, они раздражаются, замыкаются в себе. Недостатки речи обнаруживаются особенно чётко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются постепенно и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Учитель-логопед, работая в детском саду, особое внимание должен уделять пропедевтике дисграфии и дислексии (стойких специфических ошибок при письме и чтении). Поэтому не случайно мне захотелось более полно изучить тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с ОНР». Была проведена большая исследовательская работа по данному направлению – изучена специальная литература, материалы Интернета, опыт коллег, было налажено тесное взаимодействие с научными работниками института Капустиной Р.А., Язовских М.А. Была сформулирована цель работы, выдвинута гипотеза, определены задачи, выбраны методики обследования речи и исследования психических процессов, проведён мониторинг речевого и психического развития детей средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в сентябре 2013 года и мае 2014 года. Из опыта работы по «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В. знаю, что воспитателям трудно скоординировать свои усилия на коррекцию речевого развития детей при выполнении требований двух программ: комплексной образовательной «Детство» и коррекционной программы для детей с ОНР. Поэтому и было разработано пособие «Игралочка - рисовалочка», в которое вошли конспекты 36 НОД по всем лексическим темам, проходимым в средней группе, тематический годовой план, наглядно-практический материал. Игры и упражнения, вошедшие в пособие, обеспечивают базовый уровень овладения фонематических, лексико- грамматических, звукобуквенных, графических, познавательных средств; создают условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со звуком, буквой, словом; развивают различные стороны психической деятельности - внимание, память, мышление, речь; закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова; развивают графические навыки; формируют умение принять учебную задачу и разрешить ее самостоятельно; формируют навык самоконтроля и самооценки.
Применив в работе конспекты НОД, я как учитель-логопед и воспитатели средней группы убедились в эффективности разработанной системы коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, потому что она базируется на использовании игровых методов и приёмов, и основана на принципах системности в обучении, комплексности, наглядности и доступности, постепенного усложнения речевого материала и характера заданий.
Сейчас эти дети уже в старшей группе. Моя работа по предупреждению нарушений письменной речи продолжается. И я бы хотела, чтобы наши дети были умными, воспитанными, хорошо подготовленными к обучению в школе и у них также, как и у меня сохранились светлые воспоминания о детстве, как о самом счастливом и беззаботном периоде жизни.
Я согласна со словами А.С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно», но добавила бы ещё – «и развить его речь так, чтобы он был успешным и востребованным в будущем».