Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях.

Тимофеева Марина Сергеевна

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально- волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.Известнейший в нашей стране педагог  А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизирует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями.
Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит , что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.
Игра- один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих игах открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования.
 В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра- самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.Задача воспиттеля состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллктива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
Таким образом , игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и уменияя, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.