"Покормим птиц зимой"

Меньшова Анна Анатольевна

Наша разновозрастная группа №6 «Почемучки» МКДОУ «Новохоперский центр развития ребенка – детский сад №1» провела экологический проект «Покормите птиц зимой».
    Тематический блок «Изучение и наблюдение за зимующими птицами».
    Участники проекта: воспитатель: Меньшова Анна Анатольевна (дети разновозрастной группы "Почемучки" (27 ребенка), родители.
    В наш непростой век, когда вопросы экологии значат как никогда, проблема экологического образования подрастающего поколения является одной из наиболее актуальной. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
    Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана не случайно. У детей недостаточно экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
    Зима – суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях меньших, сопереживание, сочувствие. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги-дети-родители).  Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности разновозрастной группы проекта «Покормите птиц зимой» можно считать своевременным и актуальным.   
    Поставили проблему - помочь зимующим птицам. 
    Цель проекта. Формирование элементарных экологических знаний о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой и роли человека в жизни птиц.
    В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1.Расширить представление о зимующих птицах;
2.Изготовить и развесить кормушки;
3.Провести праздник «В гостях у зимующих птиц».
Методы, применяемые при проведение исследований:
1.Беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов о зимующих птицах;
2.Презентация кормушек;
3.Разучивние стихов, пословиц, песен, танцев;
4.Игры; 
5.Продуктивная деятельность.
Ожидаемые результаты:
1.Изучая зимующих птиц и наблюдая за ними, помогая им, у детей сформируются элементарные экологические знания, позволяющие осознать единство всей природы и место человека в ней;
2.Готовность детей участвовать в практических делах совместно с родителями в оказании помощи птицам в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
3.Дети научатся самостоятельно решать экологические задачи;
4.Появится постоянное желание детей помогать и заботиться о птицах зимой;
5.Дети смогут сравнивать разных птиц, выделяя общее и различие в поведении, способы добывания пищи;
6. Разовьется интерес и любовь к природе родного поселка.  

В результате дети расширили свои знания о зимующих птицах в городе Новохоперске, потому что птицам зимой необходима помощь человека. Многие родители приняли активное участие в этом проекте. Смастерили разнообразные кормушки, которые были развешаны на территории  детского сада. Принесли различные корма для пернатых друзей. Дети узнали о том, как и каким кормом подкармливать птиц зимой, как правильно сделать кормушку для птиц. В течение зимнего периода дети кормили птиц, вели наблюдения. 
    Проектно-исследовательская работа позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие возможности изучения зимующих птиц. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах.
    В результате работы над проектом дети научились видеть проблемы, собирать информацию, наблюдать, анализировать, систематизировать и делать выводы. Проблему дети решали путем совместной деятельности с родителями и воспитателями, путем простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ведь ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.      
    У них появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения с взрослыми и сверстниками, повысился интерес к познанию окружающего мира. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.
    Хочется верить, что эта проектно-исследовательская работа принесет свои плоды. Дети усвоят, что беречь природу может каждый человек. И, став взрослыми, они будут заботиться о сохранении окружающей среды. А для нас, педагогов, это работа стала одной из форм ознакомление дошкольников с особенностями образа жизни пернатых. 
    Работа над проектом получалась интересной, увлекательной, познавательной. Цели и задачи, поставленные вначале, выполнены. Была предложена новая проблема: встреча перелетных птиц, изготовление скворечников.