За консультацией к логопеду необходимо обращаться в два, три и четыре года. Почему?

Салтыкова Юлия Евгеньевна

  За консультацией к логопеду необходимо обращаться в два, три и четыре года. Почему именно на этих возрастных этапах?

 

 Когда ребёнок только начинает говорить, его речь умиляет и радует родителей. Малыш подрастает, и родители вдруг с огорчением замечают, что на фоне своих сверстников он говорит хуже, не так чисто.

 Однако многие родители не сразу обращаются к логопеду, почему-то ждут, когда ребёнку исполнится пять лет, мотивируя свои действия тем, что «так принято». Такое мнение крайне ошибочно!

 Ребёнку двух, трёх, четырёх лет логопед сможет помочь сформировать чистую речь, а в четыре с половиной, пять лет и далее логопеду придётся исправлять неправильно сформированные звуки.

 Таким образом, родители должны обращаться за помощью к специалисту на раннем этапе речевого развития ребёнка.

  Почему ребёнок не научился говорить правильно?

 Надо вспомнить, что наш язык является важнейшим мышечным органом. Когда мы произносим звуки, язык находится в постоянном движении. Но эти движения не хаотичны, а строгого порядка, так как язык занимает чётко определённое место при произношении звука.

 Язык в процессе формирования звукопроизношения ищет правильное положение. В силу чрезмерной подвижности (или наоборот, вялости) движения языка не упорядочены, поэтому ребёнок совершает множество замен одних звуков другими (шапка – сяпка, лапа – вапа)

 Мышца языка растёт вместе с ребёнком и становиться более эластичной, гибкой. В процессе роста совершенствуются, а затем и автоматизируются её двигательные навыки, возникает меньше ошибок при звукопроизношении и ребёнок начинает говорить правильно и чисто.

  Но если язык остаётся вялым и напряжённым, то при автоматизации звуков он занимает неверное положение. И как следствие, ребёнок в пять, шесть, семь лет продолжает говорить, как в два – три года. В лучшем случае у него остаются проблемы с одним-двумя звуками.

   Какие причины являются предпосылками недостаточной активности речевого развития?

   Как правило, эти причины можно разделить на видимые и невидимые.

   Видимые причины:

•        Врождённые расщелины нёба и губ (необходимо вмешательство специалистов-хирургов);

•        Неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдаются вперёд (консультация ортодонта);

Короткая уздечка языка (подъязычная связка). Если у ребёнка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка. Не следует спешить её подрезать. Уздечка эластична и от специальных артикуляционных упражнений она растягивается

 

   Невидимые причины, как всё невидимое, гораздо сложнее и коварнее, и поэтому имеют неприятные последствия.

Невидимые причины:

•        негативные факторы в период беременности, тяжёлые роды;

частые болезни, инфекции, травмы, аллергия, стрессовые ситуации в период

 

       частые болезни, инфекции, травмы, аллергия, стрессовые ситуации в период раннего возраста ребёнка (до двух с половиной – трёх лет;

•        неблагоприятные факторы речевого окружения  (кто- то в семье имеет дефекты звукопроизношения).

Невидимые причины затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляя их. Поступающие из мозга слабые сигналы не способствуют полноценному речевому развитию, и ребёнок в большинстве случаев начинает говорить после двух-трёх лет.

   Как показывает практика, у детей задержка в речевом развитии в основном связана с недостаточной подвижностью языка. В следствии этого ребёнок не в состоянии правильно произносить звуки и чисто говорить.

   На что обращает внимание логопед при обследовании ребёнка?

           На консультации специалист обращает внимание на:

•        строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое и мягкое нёбо, язык, уздечка);

•        состояние артикуляционной моторики (движение нижней челюсти, губ, языка, работа мышц лицевой мускулатуры);

•        состояние дыхательной и голосовой функции (речевое дыхание, её объём и частота, громкость и тембр голоса);

•        особенности просодической стороны речи (темп, ритм, размещение пауз в потоке речи);

•        понимание обращённой речи (в том числе понимание и выполнение инструкций);

•        грамматический строй речи (словообразование, изменение слов по числам, падежам и т.д.);

•        словарный запас;

•        наличие связной речи (использование простых распространённых предложений и т. д.);

•        произношение звуков;

•        звукослоговую структуру слова (произношение сложных слов);

•        фонематическое восприятие (правильное восприятие слов на слух;

•        фонематический анализ и синтез (умение выделять определённые звуки в слове: У-дочка, к-О-т, игл-А).

   По итогам обследования логопед составляет заключение и даёт рекомендации о необходимости индивидуальных коррекционных занятий со специалистом.