"Экологическая развивающая среда в ДОУ как одно из важнейших условий реализации системы экологического воспитания младших дошкольников"

Смолькина Юлия Игоревна

Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда. Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для: • познавательного развития ребенка; • эколого-эстетического развития ребенка; • оздоровления ребенка; • формирования нравственных качеств ребенка; • формирования экологически грамотного поведения. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.

Организация развивающей экологической среды в ДОУ

Любая развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов, которые выполняют свою функциональную роль. Рассмотрим каждый из элементов подробнее.

1. Экологическая комната (класс, комната природы) — новый элемент развивающей предметной среды. Предназначена для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения должна быть хорошо освещена; в ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями, и стол для педагога. Расположение столов не должно копировать школьный подход — они располагаются по кругу или буквой «П», т. е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми, что важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Другой тип занятия, например чтение литературных произведений, может проводиться на диване или непосредственно на полу. Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционирование это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционировать можно все что угодно: звуки, краски природы... открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка). Коллекции должны включать, прежде всего, те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухая кора деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т. п.).

Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок): это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пеньки разных размеров, служащие детям в качестве стульев и столов.

Зона библиотеки — это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. В уголок не рекомендуется включать методические пособия для педагогов, как это часто делается. (Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете.) В зоне библиотеки могут быть размещены и куклы, которые используются на занятиях по экологии.

Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного и эстетически грамотного оформления помещения, способствовать выработке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные строительные материалы. Экологическая комната может служить отправной точкой для разговора с родителями об экологической безопасности жилища.

Экологические игры. В работе с младшими дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Угадай, что в руке», «Времена года», «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери».

Немало важными являются и подвижные игры. Такие как, например: «Воробышки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Зайцы и волк», «Мыши и кот»

Настольно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т.д.).

Предметные игры — это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

2. Лаборатория Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения позволяет ребенку проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. (Условия в помещении группы затрудняют такой вид детской деятельности в силу поставленных педагогом ограничений: нельзя проливать воду, рассыпать песок, глину на столе, на полу и т. д.) Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В качестве оборудования, материалов для проведения опытов используются вторичные, в частности упаковочные, материалы (стаканчики, коробки из-под продуктов и т. п.). Выделение отдельного помещения для лаборатории способствует повышению интереса детей к исследовательской работе.

3. Живой уголок — достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений, однако его оформление и содержание приобретают новую специфику, связанную с задачами экологического образования. Очень часто состав животных и растений в уголке формируется стихийно, без учета обучающих и воспитывающих целей.

Видовой состав животных. В состав живого уголка рекомендуется включать, прежде всего, виды, которые не могут прожить в данной природной зоне без помощи человека и которые широко разводятся в домашних условиях: канарейки, попугайчики, некоторые виды грызунов и т. п.

При подборе видового состава обитателей живого уголка учитываются следующие аспекты: 

- географический — желательно иметь в уголке представителей разных континентов, при этом местообитания животных и растений наносятся на настенную географическую карту, которая служит дидактическим пособием для проведения занятий;

- экологический — представлены животные различных сред и условий местообитания (водные, летающие; животные, приспособленные к условиям обитания в жарких и холодных странах и т. д.); 

- систематический — представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные и т. д.).

Видовой состав растений. Очень часто комнатные растения живого уголка предназначены для выработки у дошкольников навыков ухода. Однако правильный подбор видов может значительно расширить их функции. При подборе растений следует учитывать аналогичные для животных аспекты:

- географический — представлены растения разных стран, континентов, географических зон; естественные места их произрастания наносятся в виде системы значков на настенную географическую карту;

- экологический — представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые и т. д.); их размещение в живом уголке зависит именно от этих особенностей;

- биологический — представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).

В живых уголках можно разместить и небольшие парники, теплицы для выращивания различных растений. Такие теплицы могут быть как стеклянными, довольно сложными по конструкции, так и более простыми, представляющими собой деревянные перекладины, обтянутые полиэтиленовым материалом.

Экологическая комната, лаборатория и живой уголок могут быть объединены в экологический центр.

4. Огород, сад. Эти элементы можно назвать традиционными для дошкольных учреждений, углубленно занимающихся ознакомлением с природой. Традиционно огород используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Выращенная продукция зачастую используется непосредственно в детском саду. Можно выделить три основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения; миниогороды на окнах; огороды в теплицах, парниках.

5. Дополнительные помещения. В настоящее время многие дошкольные учреждения реализуют новые идеи и создают оригинальные элементы среды. Одни детские сады создают комнату космоса, в которой проводятся и экологические занятия. Потолок в этой комнате отделан синим и розовым материалом и украшен моделями Луны, Солнца и планет. Другие - разрабатывают и реализовывают проект аквацентра, в которых есть: фонтан, аквариум, коллекции морских раковин, камней, кораллов, выделен специальный подиум для детей, где они могут слушать звуки моря, водопада. Некоторые детские сады создают Центры науки, в которых дети имеют возможность экспериментировать, в том числе с природным материалом.

Все эти элементы развивающей среды оказывают большое эмоциональное воздействие на ребенка своей необычностью, оригинальностью оформления и способствуют развитию познавательного интереса, эстетическому развитию. Занятия в таких помещениях вызывают положительные эмоции, их эффективность возрастает.

Помимо живых объектов зеленой зоны детского сада важным условием успешной работы с детьми является наличие книг, пособий, игрушек, наглядного материала и другого оборудования, необходимого для ведения эколого-воспитательного процесса в детском саду.