Социально- педагогическая сущность патриотического воспитания

Стрельцова Елена Николаевна

Патриотическое воспитание детей

 

Социально-педагогическая сущность патриотического воспитания (статья)

 

                                          Автор: Стрельцова  Елена Николаевна         

ГБДОУ детский сад № 31

 

Существенное значение для социального становления человека имеет воспитание. Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Общество характеризовало эту суть, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом чаще оно заботилось о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических условий, возникшие в результате крушения тоталитаризма в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и сферы образования, требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе. В связи с отрицанием идеологической доминанты все меньше стало проводиться исследований, посвященных патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Следует разграничивать два различных понимания термина воспитание: воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил то или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в ходе воспитательного процесса (тут воспитание, по нашему мнению, смыкается с понятием образования). Но, как мы полагаем, в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения.

В истории России патриотическому воспитанию всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, мужество, героизм и стойкость в бою. Многие века патриотическая идея верно служила созданию и укреплению государственности, армии, воспитанию воинов и граждан, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Во все времена у всех народов патриотизм являлся важнейшим условием формирования национального самосознания, воспитания преданности, любви к своей Родине и своему народу.

Идеи патриотического воспитания волновали многих ученых-педагогов, историков, философов и этнографов. В научно-методической литературе широко освещены и представлены вопросы патриотического воспитания детей, подростков и студенческой молодежи.

Проблемам патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста посвящены научные исследования С.Т.Алиевой, Е.С.Ананьевой, А.А.Аронова, В. И. Баева, А.Р. Балагланова, А.Н.Вырщикова, З.Т.Гасанова, О.К. Гусейнова, А.Р. Жумакова, Д.П.Ильченко, А.П.Кабаченко, В.А.Караковского, А.Е.Кондратенкова, Н.М. Конжиева, Г. А. Коноваловой, И.В. Кострулевой, В.В.Макарова, А.С.Миловидова, К. В. Назаренко, Л. Е.Никоновой, В.В. Пионтковского, Г. И.Рогачева, Г.В. Рудаковой, А.Х.Халикова, Т. М. Шашло и др.

В исследованиях этих педагогов освещены средства, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста и даны научно-практические рекомендации по организации работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях. Эти педагоги подчеркивают необходимость воспитания у детей с раннего возраста патриотических чувств (любви к Родине, уважительного отношения к культуре, языку, традициям и обычаям своего народа).

Исторический опыт развития и становления нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Характеризуя создавшееся в стране положение, В. В. Путин говорил о том, что даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило первоначальное позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, крепче, счастливее.

Слово патриотизм произошло от греческого слова, что означает «отечество, родина». Патриотизм выражает чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Это чувство проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни.

Впервые понятия патриот и патриотизм стали употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. В дальнейшем патриотизм формировался под влиянием борьбы с иноземными захватчиками, инокомыслящими элементами и пр.

Широко известно определение патриотизма как «любовь к Отчизне» из словаря Владимира Даля. «Патриот» по Далю - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»

Обратимся к философскому истолкованию понятия «патриотизм»: «Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» . В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».

Русскую педагогическую науку на разных этапах ее истории отличал патриотический пафос. Воспитательные традиции педагогической мысли связывались с формированием у юношества любви к родительскому дому и близким людям, к малой родине, к своему Отечеству, стремления собственным трудом преумножить его достоинство и благополучие.

Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека. Поэтому основная задача современной школы - воспитание духовной, творческой личности, формирование человека., готового служить родине верой и правдой.

В XVIII веке к проблеме человека, его обязанностей как гражданина и патриота обращались русские просветители - М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А.Н. Радищев.

М. В. Ломоносов считал, что воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать главной задачей педагогического процесса. Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот», давая им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества. Людей, не имеющих родства с землей, потерявших чувствование Отечества, он называл нищими.

Национальное направление в русской педагогике в середине XIX века отстаивал К.Д. Ушинский. В основу разработанной им системы воспитания был положен принцип народности, под которым он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное географическими, природными условиями, историческим развитием. Одной из основных черт народности, по его мнению, является патриотизм, который проявился в народе в тяжелые для России моменты и помог ему выстоять в героической борьбе с татаро-монгольским игом, в войне 1812 года, в Крымской компании. Педагог призывал учить воспитанников ощущать себя русскими и гордиться своей нацией, любить Россию и быть счастливым от сознания, что она твоя Родина.

Сущность и содержание патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленных на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников. Ученые выделяют несколько направлений патриотического воспитания: героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое.

Процесс патриотического воспитания является организованным, целенаправленным поступательным движением, включающим в себя следующие составляющие: во-первых, формирование патриотического сознания: основ правовой, политической культуры, знание истории и традиций своего края; философско-мировоззренческая подготовка. Во-вторых, формирование патриотических чувств и отношений: гражданственности, чувства социальной ответственности, долга, гордости за свое Отечество. В-третьих, формирование опыта и культуры патриотического поведения, социальной активности, умений и навыков организаторской деятельности.

Сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на реальные действия, направленные на сохранение национальных традиций, развитие лучшего в своем городе, стране, защиту Отечества. Этот компонент патриотического воспитания можно назвать практически-действенным.

В современных условиях в содержании патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

– осознание себя россиянином, то есть гражданином многонационального российского государства;

– наличие гордости за принадлежность к своей национальности, имеющей свои этнические особенности;

– понимание значимости интересов общества и государства для себя лично;

– патриотизм, преданность своему Отечеству;

– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего города, района, области и страны в целом;

– гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

– социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Система этих и других ценностей является важным фактором социального становления молодого человека.

Патриотическое воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характеров, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.

Главная цель патриотического воспитания - возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.

В современной педагогической науке еще сохраняется интерес к разработке проблем патриотического воспитания в условиях изменений, произошедших и продолжающих происходить в российском обществе. Отражением этих изменений является появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов формирования патриотизма у различных категорий российских граждан, особенно молодежи.

Сущность и содержание патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Ученые выделяют несколько направлений патриотического воспитания: героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое.

.

image

 

 

Комментарии

Стрельцова Елена Николаевна

Информационно- методическая статья для педагогов дошкольного образования и родителей.

Стрельцова Елена Николаевна

Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к своему отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…. К. Д. Ушинский

Стрельцова Елена Николаевна

Информационно- методическая статья для педагогов дошкольного образования