Любите своих детей по-настоящему!

 Родился малыш! Какое счастье и радость внес он в дом своим появлением! Любящие родители, хлопотливые бабушки и дедушки склонились над своим первенцем. Каким ты вырастешь? Нужно позаботится не только о твоем физическом здоровье, но и вырастить из тебя доброго, любящего, внимательного, успешного человека! Но как? Вокруг столько сложностей: нестабильность, безразличие, преступность и безнаказанность! Занятость современных родителей, тех же бабушек и дедушек, которые вынуждены работать до глубокой старости, не позволяет уделять своему чаду достаточного внимания. Ребенок остается наедине с собой, с экраном телевизора, по которому, зачастую, показывают далеко не благостно влияющие на психику ребенка передачи, мультфильмы, вызывающие агрессию, воспитывающие, порой, безжалостное отношение к окружающим. Для ребенка становится нормой неуважение, лень, не желание фантазировать, придумывать интересное занятие для себя. Я проработала воспитателем в детском саду более 35 лет. На заре моей трудовой деятельности не было компьютеров и прочих современных гаджетов, заменяющих ребенку друзей и родителей. Наши дворы были переполнены детскими голосами. Каких только игр не придумывали мы в своем детстве! Посуду, мебель для кукол мы делали сами из подручных материалов: дощечек, коробочек и прочей «ерунды». Зато как развивалась наша фантазия! Какой крепкой была наша дружба! В силу своей занятости, а порой лености и неумения общаться с детьми современные родители мало уделяют внимания тому, чтобы порисовать с ребенком, почитать книжку, спеть песенку, поиграть в игры. Современные родители (не хочу сказать обо всех!) мало рассказывают о культуре поведения в обществе, редко выходят с ребенком в театры, музеи, выезжают за город, предпочитая разнообразить впечатления ребенка и свои, в первую очередь, заграничными поездками, тем самым отнюдь не прививая любовь к родному краю, к Родине. Они откупаются от внимания к своему ребенку модными вещами, весьма неполезными сладостями, компьютерами, телефонами, приставками и прочими «радостями» современной жизни. В результате ребенок становится эгоистичным, требующим всё и сейчас в больших и больших количествах. Вспоминается сказка «о Золотой рыбке». Ребенок привыкает к тому, что родители делают для него, что не пожелается. Но приходит такой момент, когда требования уже «зашкаливают», родительские возможности иссякают и тут наступает разочарование, что оказывается, можно получить отказ, к которому он совсем не готов! В результате ссоры, истерики, отдаление от родителей, поиск «сочувствующих» сверстников и жажда приключений на стороне. Или то, чем заражено сейчас наше общество – жизнь в долг: накапливание кредитов, нежелание подождать, потерпеть, обойтись без какой-то вещи. Во многом, конечно, мы бессильны в силу сложившихся жизненных обстоятельств, я предполагаю, что у вас найдутся такие возражения, которые бесспорны. Но, мне вспоминается мудрость наших родителей, которые растили нас в тяжелейшие времена дефицита. Они не могли заваливать нас ежедневно подарками: купили игрушку к дню Рождения, на Новый год, за успешное окончание четверти, или побаловали в дни болезни. Зато как ценились эти подарки! Ну, а надоест игрушка, так прятали их на время, а потом доставали из тайников, и она снова становилась самой желанной на свете! К сожалению, сейчас всё чаще встречаются такие случаи, когда ребенок, выбежав к долгожданному родителю, пришедшему за ним в детский сад, скорее заглядывает в сумку или спрашивает, что ему сегодня купили? Более того, была у меня одна девочка, которая вовсе не пускала мать на порог группы, если та пришла без ежедневного подношения!А уж как упрощается жизньнаша благодаря памперсам, застежкам-липучкам и прочим новшествам! В результате дети писаются в штаны и ходят в этих памперсах до трех лет! А шнурки завязать современным детям - просто высший пилотаж! Где уж говорить о развитии мелкой моторики, когда уже липучки-то не застегнуть! Конечно же я не против всех современных благ и удобств. Время движется вперёд, развивается техника, новые технологии требуют нового взгляда, умений и навыков. Вице-президент Российской академии образования, академик РАО Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что ребенок сегодня стал качественно другим. Знания, накопленные о детстве 20 - 40 лет назад, устарели, а граница начала дошкольного возраста резко снизилась. Современный ребенок – житель ХХI века уже не тот наивный карапуз, чуть ли не до 15 лет играющий в куклы и машинки! Мой двухгодовалый сосед Гоша уже в полтора года легко включал мамин телефон, набирал номер папы, находил свои игры, смотрел фотографии. А трехгодовалые детишки нашей младшей группы потихоньку «умыкнули» наши со сменщицей телефоны и сделали серию селфи! Смех и грех… Но – это современные дети! Ученые и практики подчеркивают, что современные дети рано становятся интеллектуалами. Увеличивается число одаренных детей: кто-то становится лидером, кто-то проявляет себя художественно-эстетическим дарованием, у кого-то «золотые руки». Современный ребенок требователен к справедливости, не закрепощенности, у них очень развиты эмоции. Вместе с тем у детей нашего времени отмечается повышенный тонус организма, а также возбудимость и гиперактивность. В наши дни большую значимость приобрела проблема раннего (дошкольного) выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое обследование детей с этим синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. Чувство тревоги и страха дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей. Очень пошатнулось и физическое здоровье наших детей. Здоровых детей становится всё меньше и меньше. Как часто теперь можно встретить детей с психическими отклонениями. А уж дети, нуждающиеся в помощи логопеда, составляют просто добрую половину группы! Серьезную проблему вызывает неумение ребенка играть в сюжетно - ролевую игру. Результаты исследований детских игр (Е.О.Смирнова, О.В.Гударева, О.В.Солнцева и др.) свидетельствуют, что значительная часть дошкольников (приблизительно 40%) в свободное время не играет. Они демонстрируют отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривают книжки, рисуют, занимаются конструктором и пр. Если дети и играют в сюжетно-ролевые игры, то предпочитают ползать на коленях, изображая кошку или собаку, их маму и папу. Или изображают героев современных мультфильмов (имён которых мне и не выговорить!). Коммуникативный дефицит приводит к разобщенности, изолированности ребенка от сверстников, доминированию собственных интересов, неумению понимать собеседника или игрового партнера. Наблюдается отторжение партнера, игнорирование его программы, повышенная конфликтность детей. Современные дети рано начинают жить по законам взрослых. Они разучились мечтать, воображать. В числе многих факторов, определяющих развитие детей в современном обществе, американские ученые выявили пять процессов: маркетизация, маргинализация, медикализация, милитаризация и мобилизация. Возможно, мы не в состоянии остановить глобальные социальные, культурные и экономические процессы жизни общества, но мы можем сделать очень многое в наших семьях и дошкольных учреждениях для того, чтобы изменить отношение к детству как субъекту взаимоотношений, чтобы нас не вытесняли раньше времени из жизни наших детей. И здесь на первый план перед педагогами и родителями выходит проблема формирования культуры использования Интернета и телевидения. Отношения являются не только основой наших трудностей, как родителей и воспитателей, они также могут стать ключом к их преодолению. Сегодня семье нужна помощь в осознании новых реалий и подлинных жизненных ценностей, поддержка в освоении новых способов общения и совместной деятельности со своими детьми, оказания им должной духовной поддержки. Малышам не хватает любви, ласки, терпения, заботы, внимания со стороны родителей. Помните, ребенку нужна ваша защита, ваша забота и ваша поддержка! Любите его по-настоящему! Литература: 1.Внимание: современный ребенок. Дискуссионный клуб. // Современное дошкольное образование. -2009. No 2. С. 3 -9. 2.Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч. -2009. No 1. С. 3–6. 3.Грэй, Дж. Дети –с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе/ перев. с англ./ Джон Грэй. – М.: ООО Издательский дом «София», 2006. –384с. 4.Смирнова, Е.О., Гударева, О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников: Электронная библиотека МГППУ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP012004/Siip_91 5.Солнцева, О.В.Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей/ О.В.Солнцева. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. –176с. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования