Детские капризы

Усова Анна Васильевна

 

ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ

ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ - это особенность поведения ребёнка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. У маленького ребенка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком, таким образом, внешнее проявление характеризуется сильным раздражением, двигательным возбуждением.

    Капризы могут быть случайными, эпизодическими. Однако они могут превратиться в обычную форму поведения, которая проявляется в общении ребёнка со взрослым (чаще в домашних условиях, особенно с некоторыми членами семьи). Ребёнок хнычет, плачет, часто находится в плохом настроении. Нервная система детей раннего возраста ещё не окрепла окончательно, поэтому процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Но ребёнок понимает характер поступков, - какие из них хорошие, а какие плохие. Ошибочно полагать, что капризы могут со временем пройти сами собой.

        Для возникновения капризов имеются свои причины, искать которые следует, прежде всего, внутри отношений, сложившихся между взрослыми и детьми в семье. Основная причина детских капризов - неправильное воспитание. Чтобы устранить их, родителям нужно перестроить систему воспитания. Причиной капризов может быть также нездоровье ребёнка, переутомление. Но если малыш не избалован, то и в этих условиях капризы нестойки ребёнка нетрудно перестроить. Превращаясь в привычку, капризы могут способствовать возникновению у детей отрицательных черт характера, таких как грубость драчливость. Дружба между детьми в семье создают положительный семейный микроклимат, в котором не будет основы для капризов ребёнка. В отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в условия чрезмерного эмоционального и физического комфорта, т.е. ребёнок изнежен, заласкан родителями, предупреждают  каждое желание  ребёнка и в то же время очень  мало от него требуют. Надо формировать у ребёнка желание самостоятельно одеваться, есть, убирать игрушки на место, охотно откликаться на просьбу взрослого, оказать помощь: отнести, принести, поднять и т.п. Некоторые взрослые считают, что воспитывать детей можно только строгостью. Разговаривать в повышенном, раздражительном тоне, часто кричать. Дети очень чувствительны к этому. В результате такого воспитания ребёнок может стать обидчивым, капризным, плаксивым. Для здоровья и хорошего самочувствия ребёнка раннего, младшего дошкольного возраста особо важно не допускать срывов установившегося привычного распорядка дня.

    В детском саду воспитатели стремятся, возможно, лучше учитывать возрастные особенности детей, рационально распределять эмоциональные и физические нагрузки.